Отставка главы Чувашии Михаила Игнатьева была ожидаемой. Публичные выходки экс-губернатора не смогли игнорировать ни «Единая Россия», ни, в конце концов, президент. При этом ситуация в самой Чувашии была не «такой плачевной», но сработал момент этики. Увольнение главы республики прокомментировал политолог Петр Кирьян.
«Не только Михаила Игнатьева снимали по утрате доверия. Я напомню, что с такой же формулировкой ушел в отставку Юрий Лужков по решению тогда президента страны Дмитрия Медведева.
Но в последнее время, когда в том или ином регионе возникали критические ситуации, губернатор подавал в отставку. Это момент неподобающей этики человека, который работает на выборной должности. Срок полномочий его истекал. Игнатьев бы и сам вскоре ушел, но своим поведением подал сигнал к досрочной отставке.
Я не могу сказать, что Чувашия – большой регион со знаком минус. В прошлом году регион получил хорошую помощь на ускорение социально экономического развития. Было несколько инвестпроектов, в рамках которых планируется создание новые рабочих мест. Пока их итог подводить рано (обычно такие трансферты выделяются во втором полугодии), но эти проекты должны заработать.
И регион гордился, что смог получить эту поддержку. Соответственно, Чувашия обращалась за помощью, и федеральный центр ее оказывал. И с точки зрения проектов, и документации, те замы, кто отвечал за свою работу, делали ее качественно. Это регион-«середнячок», если так можно выразиться. Здесь с 2014 по 2016 годы социология показывала негативную динамику по социальному самочувствию населения, но потом ситуация стабилизировалась. Регион получал средства, и те региональные инициативы, которые были по социальным контрактам и оказанию поддержки малоимущим семьям, «сверху» поощрялись, в том числе и для Чувашии.
Формулировка «в связи с утратой доверия президента РФ» – не жесткая, а адекватная моменту. И выступление Игнатьева по поводу журналистов, и его вручение ключей МЧС было неуважительным. Сначала реакцией стало исключение из партии «Единая Россия», и ждали, что он будет извиняться и корректировать свое поведение. Но он дал понять, что не будет меняться. Было принято радикальное решение и редко используемая формулировка. Мы не знаем, как он выстраивает рабочие коммуникации, но поведение на публики и трансляция своих мыслей вовне, это он должен уметь контролировать. Здесь недопустимы экспромты.
Поводом к досрочной отставке послужило неэтичное, недопустимое Михаила Ингатьева. Не знаю, был ли шанс у него остаться. Я бы обратил внимание на тот факт, что даже когда «Единая Россия» исключила Игнатьева из своих рядов, он сам на это никак не отреагировал. Наверное, этот момент добавил капли в чашу терпения федерального центра. Кроме того, не исключено, что были и другие причины, связанные, например, с невыполнением KPI. Но в основе лежало его собственное поведение.
Искренность имеет некоторые границы. Жителям регионов нужна не «новая искренность» сама по себе, а внимание к себе в первую очередь. Его можно дополнить чуткостью. А если мы говорим про публичное поведение, то должна быть тактичность. Все зависит от характера человека. Кто-то может выглядеть неуклюже, если будет выглядеть сострадающим, но установка на внимание к людям есть. Она реализуется не через выдачу ключей, а через встречи с населением, общение вживую».
Фото:government.ru