Этот зимний сезон для туристов, приехавших полюбоваться самым чистым озером планеты, обернулся дополнительными расходами. И без того недешевый отдых на Байкале обогатился еще одной статьей расходов – 100 рублей за удовольствие прогуляться по льду. Сборы идут в кассу «Заповедного Прибайкалья» – государственной организации, которая включает расположенные в Иркутской области заказники. Почему вдруг полюбоваться природой стало дороже и куда пойдут деньги туристов, экспертным мнением с «ФедералПресс» поделилась начальник отдела туризма и рекреации «Заповедного Прибайкалья» Кристина Глотова.
«Согласно генплану 1989 года и описательной части от 1993 года, акватория пролива Малое море принадлежит Прибайкальскому национальному парку. Если по карте смотреть, то это от мыса Арал через пролив Ольхонские ворота до мыса Хобой. Акватория является частью Прибайкальского нацпарка. Соответственно на ней тоже необходимо соблюдать нормы природоохранного законодательства. В том числе за выход на лед в акватории пролива Малое море необходимо брать разрешение на посещение. Это можно сделать как в центральном офисе, так и, например, в визитно-информационном центре «Тажераны» (это за Еланцами в сторону Малого моря) или непосредственно на самом Ольхоне, в лесничестве.
Подчеркиваю: разрешение единое на посещение как акватории, так и территории Прибайкальского национального парка. Исключение составляет муниципальная дорога, ограничений на передвижение по ней нет. Также правилами особо охраняемой природной территории не регламентируется перемещение в границах поселений на Ольхоне. Но все, что за границами поселений, – это территория Прибайкальского национального парка. Соответственно необходимо разрешение на нахождение там. Так что лучше продумывать свои маршруты заранее. Стоимость разрешения – 100 рублей, это единая цена для всех граждан. Жителям Иркутской области такое разрешение обойдется в 50 рублей. Дети до 7 лет и местные жители могут находиться на территории бесплатно.
Часто можно услышать возмущение, что мы якобы необоснованно взимаем деньги. Но это не зависит от нашего желания. Стоит отметить, что существует федеральный закон, по которому мы обязаны выдавать разрешения, контролировать численность туристов и антропогенную нагрузку на особо охраняемые природные территории. А плата туристов за посещение национального парка идет на обслуживание маршрутов. Это очень финансовоемкая составляющая. Взять те же туалеты: мало их не только установить – необходимо вывозить и утилизировать законным способом отходы, производить ремонт.
Кроме того, у нас нет такого разделения, что то, что собрано на Ольхоне, тратится только на острове. У нас огромная территория, почти миллион гектаров. И ее всю необходимо содержать. Допустим, труднодоступная Большая Байкальская тропа: вывозить оттуда мусор очень трудно и дорого. Так же из Онгурен. Мусор, который оставляют туристы, можно вывезти только кораблем и только летом. Зимой на судне на воздушной подушке – это очень затратно. К тому же, чтобы содержать больше мест, где можно получить разрешения, мы вынуждены увеличивать штат сотрудников, а это тоже существенные затраты.
Но делать эту работу, как бы ни было трудно и какое бы сопротивление она ни встречала, необходимо! Ведь побережье Байкала и Ольхон – это уникальная природа, которую мы просто обязаны сохранить для потомков. Эти места должны оставаться привлекательными как для гостей региона, так и для местного населения. Отдых должен быть цивилизованным: это требование времени».
Фото: Заповедное Прибайкалье / Андрей Таничев