Президент России Владимир Путин решил лично вмешаться в ситуацию в Хакасии. Правительству страны поручено провести комплексную проверку исполнения республиканского бюджета и ситуации с госдолгом. Региональная казна страдает от острой нехватки средств – по разным данным, от 10,5 до 14 млрд рублей. Счета многих муниципалитетов заблокированы. Своим видением ситуации и перспектив преодоления кризиса в республике поделился руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян:
«Проблема Хакасии в том, что ее бюджет не сбалансирован. У региона есть обязательства, в том числе по обслуживанию кредитов и по поддержанию социальных статей: «коммуналка», связь, горючее. Также есть большой пласт региональных организаций, которым регион должен финансировать закупки горючего, организацию питания и прочие нужды. В каждом отдельном случае это небольшие средства, но в сумме набегают миллиарды. Сейчас ситуация дошла до того, что за первый квартал нынешнего года регион не может исполнять бюджетные функции. Поэтому он и обратился в Министерство финансов РФ.
Понятно, что задолженность образовалась не вчера. Она росла последние четыре года. Но тем удивительнее, что никакой расчистки в первый же год новым губернатором произведено не было. Обычно это первое, что может сделать глава региона. Проекты и другие направления как раз могли бы подождать – все понимают, что какое-то время человек входит в курс дела и формулирует подходы.
У республики довольно существенный госдолг – порядка 20 млрд рублей. Это не позволяет ей работать с коммерческими кредитами. Не секрет, что регионы часто привлекают деньги коммерческих банков на краткосрочные займы и возвращают их тоже быстро. Но в случае с Хакасией это невозможно.
Сейчас заложниками ситуации оказываются муниципалитеты. Блокируются счета организаций – детсадов, школ, домов культуры. Поэтому они не могут платить предприятиям ЖКХ и налоговой службе. Впрочем, это не единственная причина обращения губернатора в Минфин. Еще есть риск несвоевременного перечисления зарплаты за март и апрель. То есть граждане могут остаться без денег, а это вопиющая ситуация. Есть четкий набор критериев, по которым категорически недопустимо не платить зарплату.
Очень тяжелая ситуация по долговой нагрузке – она составляет более 90 % от доходной части бюджета. Это критическая история. В таких ситуациях Минфин обычно выдает казначейские кредиты, а в вопиющих случаях может переводить бюджет на внешнее управление. Очевидно, что если помощь будет оказана, ведь как-то странно людей бросать, после этого произойдет трудный разбор полетов. Предстоит проанализировать казначейское исполнение бюджета, регион должен представить какую-то программу.
В целом есть два варианта развития ситуации. Первый – может повториться история 2018 года с внешним управлением. Грубо говоря, тогда Минфин полностью контролировал исполнение регионом обязательств и в части сбора средств, и в части исполнения. Но это положение не может быть вечным, ведь регион на то и регион, что формирует свои задачи. Поэтому второй вариант – губернатор и его замы должны разработать антикризисную программу, из которой будет понятно, что будет с этими долгом и балансировкой бюджета. Если ничего не делать, то ситуация будет воспроизводиться каждый год. И красивого выхода не бывает. Нужно разбираться: что с доходной частью региона, что с налогами, какие обязательства были взяты, под что брались кредиты, что с этим можно сделать.
Конечно, федеральный центр не может вести себя как кредитор и арестовать активы. Но даже если будет принято решение списывать казначейские долги, то должен быть план действий со стороны республиканских властей. Это то, чем придется заниматься губернатору Коновалову, в противном случае не очень понятно, как он собирается управлять регионом дальше. Ведь искусство управления – не допускать критических ситуаций, тем более не связанных со стихийными бедствиями и прочими форс-мажорами».
Фото: управление пресс-службы и информации главы Республики Хакасия