Необходимость перенести весь образовательный процесс в онлайн-формат застала врасплох не только школьников, но и студентов и их преподавателей. Не все оказались готовы к таким вызовам, но если разобраться, в дистанционном обучении можно найти и плюсы. Особенно, если правильно к процессу подойти. Вот что сказал по этому поводу Виктор Иванович Гришин, ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова:
«Наш университет начал переход к режиму дистанционного образования с 17 марта. Таким образом, до официального объявления недельных выходных мы отработали онлайн две недели. Это стало возможным потому, что активную работу по внедрению инструментов дистанционного образования мы вели последние пять лет. Безусловно, одномоментно перевести все 55000 наших студентов на «дистанционку» – очень сложная задача. Я благодарен всем службам, преподавателям и студентам за терпение и активное участие во внедрении новых форм обучения.
Первые дни наши преподаватели использовали все возможные средства связи и платформы для контакта со своими студентами. Сейчас обмен необходимыми заданиями, материалами и выполненными работами проводится в первую очередь посредством LMS-системы. В случае непрогнозируемых сбоев официально согласовано использование корпоративной электронной почты преподавателя.
За это время нам пришлось поменять платформу LMS: мы столкнулись с тем, что системы не справлялись с потоком, который увеличился в разы. Связано это было, в том числе, и с необходимостью ускоренного обучения в новых условиях всех наших преподавателей. Обучение мы продолжаем и сейчас (в основном – с помощью вебинаров).
Как и раньше, значительное количество наших электронных ресурсов доступно удаленно. Но если прежде необходима была первоначальная регистрация с IP-адресов университета, то сейчас мы изменили этот формат. Для тех предметов, где нужно специальное программное обеспечение, мы организовали удаленный рабочий стол с доступом к комплекту необходимых программных продуктов.
Считаю важной составляющей работы в новых условиях регулярные коммуникации: как с нашими студентами, так и преподавателями. И те, и другие отмечают резкий рост нагрузки. Поэтому наша задача сейчас сбалансировать режим работы и учебы. У нас с первых дней работает горячая линия по дистанционному обучению, которая решает оперативные вопросы, но также и систематизирует информацию по внедрению дистанционных инструментов.
Остается по-прежнему много вопросов, связанных с теми процессами, которые сложно перевести в дистанционный формат: лабораторные работы, практики, особенно – преддипломные, сдача зачетов и экзаменов. Но все, что возможно перенести – переносим. Или ищем альтернативные варианты.
Отмечу, что мы не только дистанционную платформу внедряем и отрабатываем. В наших планах – вовлечение в проектное обучение с использованием нашего Ситуационного центра, где концентрируются данные по всем отраслям экономики.
Я полагаю, мы все проходим очень важный этап. Та система, которая рождается сейчас, еще далека от совершенства. Но она дает понять наши слабые и сильные стороны. Мы будем использовать все то лучшее, что есть на открытых платформах (отечественных и зарубежных). Дистанционные форматы – это тот путь, по которому мы обязательно пойдем дальше».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Пандемия коронавируса