Российскому бизнесу отказались компенсировать убытки из-за коронавируса. Для того чтобы клиент получил компенсацию, его имуществу должен быть нанесен материальный ущерб. Например, от наводнения или пожара. В случае с коронавирусом подобных потерь нет. Почему власть отказывается от весомых мер для поддержки МСБ? Об этом рассказал Иван Панченко, сооснователь Postgres Professional, российского разработчика ПО:
«Действительно, бизнесу отказали в покрытии потерь от коронавируса. Однако косвенные потери бизнеса велики. По данным Сбербанка, во многих сферах произошло колоссальное падение трат клиентов – например, на 97 % снизились расходы в турагентствах, на 92,6 % – на авиабилеты, на 94,2 % – на одежду, обувь, аксессуары и так далее. При этом, даже если риски бизнеса были застрахованы за границей, получить компенсацию тоже не получится. Лондонский страховой рынок Lloyd's уже утвердил коронавирус как исключение для выплат. Но без поддержки бизнес просто не выживет! Например, Белый дом принял решение о компенсациях всем гражданам независимо от их сферы деятельности – по $1000 для взрослого и $500 на ребенка.
Что происходит в России? Глава комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков рассказал, что в нашей стране подобные действия приведут к росту инфляции. Но подумайте, как меры поддержки бизнеса помогут, если у его клиентов не будет денег? Как может существовать фруктовая лавочка, если основные ее покупатели останутся без зарплаты, станут жить всей семьей на пенсию, потеряют дополнительные источники дохода? Никак. Но если их доход увеличится, то возрастут продажи простых продуктов – картошки, моркови, капусты, недорогих отечественных яблок. Процесс взаимосвязан! Наличие любых мер поддержки – это хорошо. Потому что получить условную тысячу лучше, чем ничего. Но слова правительства и действия ответственных за реализацию решений часто расходятся. Обещали кредитные каникулы – банки все так же начисляют проценты по кредитам, ни о каких отсрочках платежей речь не идет.
Недостаточно разработать меры и поставить галочку «выполнено». Важно их внедрить и контролировать качество выполнения. Важно не забывать и об интересах тех, кто пострадает от решений правительства по предоставлению мер поддержки. Как ни странно, но уязвимость почувствуют банки. Кто компенсирует им упущенную выгоду? И потом, важно помнить и про психологическую атмосферу, и про социальную справедливость. Москва не вся Россия, меры поддержки должны быть едины по всей стране! В столице выше уровень медицинской помощи, выше пособия по безработице, есть компенсация для пенсионеров, соблюдающих режим самоизоляции.
Что происходит в других регионах? В сложившейся ситуации важно максимально сохранить уровень жизни граждан и обеспечить их уверенность в завтрашнем дне. Необходимы меры, которые будут сбалансированы и построены на базе математических моделей, адаптированы с учетом изменяющихся условий. Нужно давать бизнесу новые возможности для применения своего опыта и привлечения уже собранных команд, для потерявших работу – возможности дополнительного заработка. Причем люди должны иметь возможность получить помощь независимо от наличия прописки или регистрации, иначе новости о нападениях с целью украсть продукты мы будем получать все чаще. Лучше сделать помощь избыточной, чем недостаточной! И, конечно, важно обеспечить населению доступ к индивидуальным средствам защиты: перчаткам, маскам, антисептикам. Но пока население сталкивается только с дефицитом».
Фото: pxhere.com
Экономический кризис