Top.Mail.Ru
Политика
Кемеровская область
0

«У мэра нет на это полномочий». Юрист – об ограничениях передвижений в условиях коронавируса

Мэр Междуреченска пообещал жителям ввести в  городе пропускной режим
Мэр Междуреченска пообещал жителям ввести в городе пропускной режим

Ухудшение эпидемиологической обстановки заставляет местных руководителей вводить самые разные ограничения для граждан. Один из последних примеров продемонстрировал мэр кузбасского Междуреченска Владимир Чернов. Он запретил жителям входить в общественный транспорт без масок и анонсировал введение пропускного режима, если в городе объявят режим ЧС или появятся заболевшие COVID-19. Глава сказал, что на выезде из населенного пункта будут дежурить полицейские, дачникам придется показывать документы, подтверждающие право на садовый участок, а все предприятия города должны будут оформить для сотрудников спецпропуска. Законность принимаемых мер прокомментировал председатель сибирской коллегии адвокатов «Юрпроект» Дмитрий Малинин:

«Федеральный закон от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дает главам муниципалитетов несколько полномочий: вводить в населенном пункте режим повышенной готовности или ЧС локального масштаба, ограничивать доступ людей и транспорта на территорию, где есть угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в саму зону ЧС. Также глава может приостановить работу организации, которая оказалась в зоне ЧС, если ситуация угрожает безопасности или жизни людей, и принимать меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации. Они должны быть направлены на защиту населения и территории от ЧС, создание условий для ее предупреждения и ликвидации, минимизацию ее негативного воздействия и не должны ограничивать права и свободы человека и гражданина.

Согласно этому же закону, устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации руководители муниципальных образований не могут. Такие полномочия есть только у руководителей субъектов РФ, поэтому большинство инициатив мэра Междуреченска превышают имеющиеся у главы муниципалитета полномочия.

Разберем каждую предлагаемую Владимиром Черновым меру. Запрет на пользование общественным транспортом без масок никак не может быть возможной и законной мерой по ограничению доступа граждан на территорию, где есть угроза ЧС. Это, скорее, выглядит попыткой установить обязательное правило поведения при режиме повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. И оно ограничивает свободы человека и гражданина, на что у главы муниципалитета полномочий нет.

Ввести пропускной режим на территории города и ограничить доступ людей глава населенного пункта может, если он введет режим повышенной готовности и признает весь город территорией, где существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.Но мэр не имеет права обязать все предприятия на территории города выдавать пропуска сотрудникам, которые подтверждают необходимость работы в сложившихся условиях. Дело в том, что в РФ нет запрета на работу всех предприятий в стране. Президент в своем указе делегировал вопрос о введении ограничений на работу тех или иных предприятий, исключений из этих ограничений губернаторам. Но глава Кузбасса не ввел общие запреты на работу компаний, а ограничил ее по отдельным объектам и видам деятельности, определив перечень предприятий, на которыхзапреты не распространяются. Поэтому данная инициатива напоминает попытку ввести еще одно обязательное правило поведения при режиме повышенной готовности, на что у главы Междуреченска права нет.

И последняя инициатива Владимира Чернова – заставить дачников при выезде из города предъявлять документы на наличие садового участка. Это ограничение аналогично запрету, введенному ранее губернатором Кемеровской области на выезд из региона. Сергей Цивилев гипотетически может признать территорией, где есть угроза возникновения ЧС, весь субъект федерации за пределами наших квартир. Но не может быть такой территорией признана вся страна за пределами региона, так как полномочия губернатора на запрет доступа в какую-либо зону распространяются только на субъект, которым он управляет. А, запрещая выезд из региона, глава Кузбасса фактически признал опасной зоной всю страну за пределами области. Аналогично и мэр может запретить доступ людей в какую-то зону только в рамках муниципального образования, которым руководит. Он не может признать территорией, где есть угроза ЧС, всю Кемеровскую область или страну. Это находится вне юрисдикции мэра и губернатора.

Безусловно, можно оспорить любые правила и распоряжения главы города или субъекта. По Кодексу административного судопроизводства такие жалобы рассматривает областной суд. Аргументы в пользу незаконности введенных ограничений: противоречие распоряжений главы города или губернатора нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Это, например, федеральный закон или Конституция РФ. Также в качестве довода можно привести и тот факт, что у принявшего незаконное распоряжение органа или должностного лица не было полномочий на принятие такого правила поведения или запрета.

Если гражданину вынесут постановление об административном правонарушении по статьям 6.3, 19.3, 20.6.1 КоАП, то в районном суде надо настаивать на незаконности принятого правила, используя те же аргументы».

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева.

Сюжет по этой теме
7 сентября 2021, 16:55

Пандемия коронавируса

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.