Обеднение и сокращение среднего класса – это общемировая тенденция. Медианные доходы в США, например, последние лет 20 стоят на месте при росте производительности труда и автоматизации промышленности. Это следствие 4-й индустриальной революции, а текущий кризис только обострил этот процесс, считает президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич:
«Стоит обратиться к структуре доходов богатых, среднего класса и бедных. Богатые традиционно получают большую часть дохода от активов: акций, недвижимости, действующих бизнесов, вкладов. Сейчас они столкнутся с падением стоимости активов и изменением бизнес-моделей, но эти активы продолжат приносить доход. Средний класс имеет накопления, но основную часть доходов приносит трудовая деятельность. И эти доходы находятся под ударом: по опросу, проведенному РАСПП, более 90 % малых и средних предприятий планируют оптимизировать свою деятельность или закрываться. Бедное население живет «от зарплаты до зарплаты», любое выпадение доходов – это шок, который принуждает брать новые кредиты и займы. Кузьминов сравнивает надвигающийся кризис не с кризисом 2008 и 2014 годов, а с Великой депрессией.
Если в предыдущих финансовых кризисах экономика восстанавливалась быстро, то нынешний кризис должен целиком трансформировать не только экономическую, но и политическую систему в целом. Так это или нет, мы увидим позже, но экономическая история учит нас тому, что если государство не вмешивается, то кризис длится долго; если экономику «заливают» деньгами, то и восстановление проходит быстрее. С этой точки зрения западные экономики и экономика Китая, Кореи и Японии восстановятся быстрее. Скорее всего, нас действительно ожидает крах устоявшихся институтов и формирование нового миропорядка. На фоне грядущего хаоса удар примет на себя именно средний класс: как правило, это в большинстве наемные работники, которые целиком зависят от деятельности предприятий, на которых совершают трудовую деятельность. Кризис побудит автоматизировать многие офисные процессы. Например на днях ГКУ «Умный город» разместил тендер на 28 млн рублей на разработку ПО, ключевая цель которой – обеспечение межведомственного электронного взаимодействия в Москве, в том числе юридически значимого документооборота при оказании государственных услуг и исполнении государственных функций органами исполнительной власти города Москвы и иными организациями.
Таким образом под угрозу сокращений попадают офисные сотрудники, выполняющие работу с бумагами. Также под угрозу выживания попадут курьеры – их заменят дроны, и охранники – на смену им придет система распознавания лиц и предупреждения об опасности; продавцов также стали заменять аппаратами самообслуживания. В перспективе под сокращения попадут все, чья работа подлежит автоматизации, а работа станет не обязанностью, а привилегией. Поэтому увеличение безработицы не миф, а новая реальность, и, к сожалению, общество к ней пока не готово, не хочет или не имеет возможности приобретать новые навыки, которые позволили бы быстро адаптироваться к новому устройству общества и экономики. При этом в кризисные времена государство зачастую перестает выполнять свои социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами и другими незащищенными гражданами. По прогнозам экспертов, корпоративный сектор потеряет в 2020 году 1,2 млн рабочих мест против 2,2 млн в некорпоративном. В случае если крупный российский бизнес массово начнет переходить на автоматизацию труда, то нас ждет сохранение уровня безработицы до 2022-2023 года на уровне 10–13 %».
Фото: Денис Кочкин
Экономический кризис