В мире малого и среднего бизнеса, в любой сфере, большую роль играет умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям работы. Нужно быстро и креативно подстраиваться под новые тренды и потребности, придумывать и создавать то, чего нет у других, выстраивать прочную, но гибкую систему работы, и только тогда бизнес может не только стать «устойчивым» ко всем изменениям, но и задать планку всем остальным. Для бизнеса, безусловно, мировая пандемия коронавируса и затяжной карантин стали большим ударом и пережить этот удар смогут лишь те предприниматели, которые не будут надеяться на помощь извне, не будут рассчитывать на поддержку со стороны государства, а «подстроят» свой бизнес под эти условия и продолжат эффективно работать. О том, как бизнесу выйти из кризиса с наименьшими потерями рассказала Татьяна Натаркина, генеральный директор компании ООО «Фартовый конь»:
«С трудностями сейчас столкнулись все, но выбор - опустить руки или придумать выход из положения, остается только за вами и от этого выбора зависит судьба вашего бизнеса. Нужно учитывать и тот факт, что не только карантин станет тяжелым испытание для всех сфер, но и кризис, который последует после выхода из этого карантина, а значит, нужно быть готовым «перестроить» весь формат работы компании и грамотно спланировать варианты по развитию бизнеса с учетом всех будущих изменений.
В первую очередь, необходимо расставить приоритеты - решить, от чего вы можете отказаться, что важно сохранить, а что пора менять. Еще в начале карантина перед нами тоже встал такой выбор, и было много неопределенностей, тогда еще никто не знал, как будут развиваться события, и какого масштаба достигнет эпидемия COVID-19 в России, хотя такая неопределенность сохраняется и на сегодняшний день, так как пик эпидемии в стране еще не достигнут. Приоритетом для нас было сохранение всей нашей команды, которая эффективно работает на протяжении долгого времени, и от которой напрямую зависит реализация всей нашей продукции. У нас достаточно молодая компания и относительно небольшой штат сотрудников, который состоит из: генерального директора, технологов, фасовщика, консультанта, пиар менеджера, маркетолога-фотографа и грузчика-упаковщика. Ни для кого не секрет, что если из цепочки исключить хотя бы одно звено, то вся цепочка распадется, то же самое могло произойти и с нашей командой. Таким образом, мы не могли произвести сокращение штата, не могли уволить сотрудников или лишить их зарплаты, тогда распался бы и весь наш бизнес, вся наша цепочка.
Вследствие чего, вместо сокращения персонала, мы избрали другой путь. Вместе с командой мы разработали ряд мер, которые помогли нам эффективно работать даже в условиях карантина, и прибыль компании не только не снизилась, но и, к всеобщему удивлению, значительно выросла. Отчасти это зависело и от специфики нашей сферы, ведь мы занимаемся производством и продажей кормов для лошадей, а для животных нет такого понятия как «карантин», ведь потребность в еде есть всегда, а значит и спрос на нашу продукцию постоянный. Однако, даже имея постоянный спрос, мы столкнулись с рядом сложностей, которые необходимо было решать. Назовем их условно «вызовами для бизнеса».
Необходимо выработать долгосрочную стратегию, которая не только решит сегодняшние вызовы, но и будет помогать бизнесу развиваться и эффективно работать уже в новых условиях. Итак, были разработаны и внедрены следующие ключевые изменения:
-Во-первых, в условиях карантина (и в дальнейшем) было принято решение выделить часть бюджета на активное ведение социальных сетей, таких как VK и Instagram, очень важно в условиях изоляции продолжать создавать целевую аудиторию и поддерживать интерес со стороны клиентов. Недавно наша команда запустила несколько рубрик, которые моментально вызвали массовый интерес у наших подписчиков - интервью с популярными блогерами, конкурсы с призами, а также статьи с фото «до/после», где мы показываем результаты проделанной нами работы, яркие примеры, когда, к примеру, очень худые лошади активно набирают вес на наших кормах. Таким образом, мы постоянно поддерживаем некий «диалог» с целевой аудиторией и делимся с подписчиками полезной и важной информацией.
-Во-вторых, с момента введения карантина у нас появилась бесконтактная доставка. А маски и перчатки стали неотъемлемой частью рабочей формы всех наших сотрудников. Цель одна - обезопасить и клиентов, и сотрудников от возможного заражения COVID-19. Отметим также, что на время карантина мы отказались и от наличной оплаты. Это временная мера с целью безопасности, как наших клиентов, так и сотрудников.
-В-третьих, мы «перенесли» оформление всех заказов и проведение консультаций в интернет в режим online. Это позволило полностью отказаться от работы в офисе и перевести большую часть сотрудников на «удаленную» работу, исключение составили те сотрудники, которые трудятся непосредственно на производстве, безусловно, с соблюдением всех карантинных мер.
Нами были успешно внедрены индивидуальные консультации с клиентами в формате «24 на 7» по поиску «идеального корма». Это стало возможно с полным уходом «в онлайн» части наших сотрудников, ведь теперь офисные часы «с 9 до 6» перестали быть актуальны и сотрудники стали больше времени и сил уделять конкретным консультациям, независимо от времени поступления запросов от клиентов.
Если говорить о том, насколько перечисленные выше меры будут актуальны после карантина, то можно смело утверждать, что они вошли в нашу работу окончательно. Мы не планируем от них отказываться после снятия всех карантинных ограничений, для нас эти меры актуальны и в карантин, и в кризис и просто в реалиях современного мира. Однако мы совершенно точно не планируем, останавливаться на достигнутом, карантин дал нашему бизнесу своеобразный «толчок» вперед и теперь мы знаем, над чем нужно работать и какие изменения еще следует вносить, чтобы компания развивалась дальше и выходила на новый уровень. Возможно ли это в период кризиса? Наш ответ - однозначно да. Мы доказали это на своей работе в момент введения карантина, значит докажем и после его отмены».
Фото: Елена Майорова / ФедералПресс
Экономический кризис