Внесение в Конституцию РФ поправок, касающихся истории, неприкосновенности территорий и даже семьи и брака некоторым показались избыточными. Данные поправки являются как сами по себе разумеющимися в контексте российского общества, так зачем перегружать основной закон страны. Эксперты считают, что вносить надо, так как Конституция – не просто свод законов, либо положений, из которых потом выводятся законы, а ценностный контур, основа национальной самоидентификации. Своим мнением с редакцией «ФедералПресс» поделился Владимир Шаповалов, политолог, заместитель директора Института истории и политики МПГУ:
Поправки касаются наше настоящего и прошлого. Они очень важны, поскольку, к сожалению, у нас нет единой позиции в обществе. Мы постоянно наблюдаем достаточно активные попытки оспорить те или иные истины, которые кажутся прописными, в том числе победу над фашисткой Германией, принадлежность тех или иных территорий. Да что уж говорить, если даже некоторые политические партии действующие в стране на законных основаниях, ставят под сомнение принадлежность тех или иных территорий к РФ.
Тем более подобного такого рода настроения распространены за рубежами нашей страны, прежде всего в западном сообществе, которое начало настоящий крестовый поход направленный на переписывание истории. Результатом стало принятие известной резолюции Европарламента от 22 сентября 2019 года. Суть ее состоит в приравнивании Советского Союза к фашистской Германии. Вот в таких условиях конечно, наличие этого блока поправок является чрезвычайно важным.
Хочу подчеркнуть, что эти поправки задают ценностный контур, формируют те непреложные исторические, нравственные, этические и правовые ценности, которые являются основой российского общества и должны таковыми оставаться.
В этом смысле наличие ценностных, символических блоков в контексте чрезвычайно важно. При сем это не российское ноу-хау, а достаточно распространенная ситуация. В конституциях многих государств прописаны ценностные ориентиры, которые существуют в данном обществе и служат фундаментом для его национальной идентичности. Это и многие европейские страны, Израиль, США.
Мы самодостаточны и суверенны, и это наш ценностный выбор. И те пункты, которые определяют нашу национальную идентичность, касаются нашей истории, уважения к ней и правопреемственности, неприкосновенности нашей территории, невозможности даже постановки вопроса об изъятии какой-либо части территории, русского языка, вопросов брака и семьи должны быть. Они обозначают тот ценностный и нравственный выбор нашего народа который является основой существования нашей страны, цивилизации.
Конституция и должна быть таким документом, поскольку конкретизация конституционных норм и определение тех или иных деталей правовых отношений – это нижестоящие акты, федеральные законы. А Конституция должна включать в себя, в том числе, подобного рода пункты. Конечно, существует большая проблема в том, что их раньше не было.
Конституция РФ, принятая в 1993 году была нарочито деидеологизирована. Провозглашая отказ от господствующей идеологии в обществе, вместе «с водой выплеснули ребенка». Убрали не только идеологию, но и какие-то моральные ориентиры и ценностные ориентации. И теперь мы их возвращаем в Конституцию, не государственную идеологию, а ценности, которые разделяют члены нашего общества.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева