Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

«Перейти на образование «нового времени» за короткий срок невозможно». Каким будет учебный год в вузах

Пандемия заставила вузы в авральном режиме запускать занятия в онлайн-формате
Пандемия заставила вузы в авральном режиме запускать занятия в онлайн-формате

Пандемия заставила вузы в авральном режиме запускать занятия в онлайн-формате, и многие игроки были вынуждены делать это практически «с нуля». Однако, срочные меры – лишь начало периода глобальной трансформации всей сферы образования, уверена проректор по образовательной деятельности Университета «Синергия» Елена Верховская.

«Для того, чтобы выстроить эффективную систему онлайн-образования, вузам придется «перекроить» практически все свои процессы. В новом учебном году им предстоит повысить цифровые и информационные компетенции преподавателей и студентов, нарастить материально-техническую базу, серьезно переработать обучающий контент, создать новые методологические документы и регламенты, и даже предусмотреть возможность психологической поддержки для всех участников образовательного процесса.

Из-за угрозы «второй волны» коронавируса, учебный год будет проходить в формате неопределенности, поэтому вузы должны быть готовы к нескольким сценариям развития событий – очному, дистанционному или смешанному обучению. Процесс психологической адаптации в новом учебном году будет сложным для всех, и к этому нужно быть готовым.

Например, вероятность полного дистанционного обучения в новом учебном году может вызвать у студентов негативные когнитивные последствия. За время самоизоляции мы уже увидели, что невозможность переключения на разные виды деятельности ухудшает ментальное состояние человека. Преподавателям тоже придется полностью перестраивать свое сознание, поэтому вузам необходимо предусмотреть возможность психологической поддержки студентов и преподавателей, например, создав специальные центры помощи.

Еще один очень важный момент – повышение квалификации научно-педагогического состава. Уже сейчас очевидно, что вузам потребуется привлекать дополнительных специалистов в области информационных технологий, а также методистов-педагогов – для изменения методологии обучающего процесса. Сегодня далеко не каждый преподаватель владеет методиками онлайн-преподавания, и этой специфике тоже придется учить. Конечно, придется перерабатывать и контент самих занятий и лекций, чтобы они мотивировали студентов к самостоятельному изучению материалов.

К дистанту могут быть не готовы как преподаватели, так и студенты, так что наращивать цифровые и информационные компетенции придется всем. Мы, например, сейчас разрабатываем курс повышения цифровой компетенции для студентов, планируем создать его до начала учебного года.

Кроме того, к новому учебном году вузам потребуется вносить серьезные дополнения в правовые базы. Нужно разрабатывать нормативы, определяющие, как будет планироваться учебная нагрузка, как нам учитывать результаты работы студентов в онлайн-формате, каковы критерии оценки эффективности преподавателей.

Потребуется вводить новые регламенты, в которых будут пошагово прописаны механизмы работы, например, для практических занятий в дистанционном формате, и этот процесс должен быть понятным для всех сторон. Также необходимо определить, каким образом будет проводиться идентификация личности при проведении промежуточной и итоговой государственной аттестации. Важность таких регламентов сегодня возросла в разы.

В общем, процесс перестройки будет длиться долго, потому что перейти на образование «нового времени» за короткий срок невозможно. Это вопрос не одного года, а как минимум нескольких лет.

Не стоит думать, что предстоящая трансформация системы высшего образования несет одни лишь проблемы. На самом деле, этот переход нужно рассматривать не как создание спасательного круга на период ЧП, а как возможность для качественного развития всей отрасли на долгосрочный период. «Отбить» все вложения – материальные и человеческие ресурсы, у вузов получится, выстроив принципиально новую систему обучения смешанного образца. Онлайн-занятия станут отличным подспорьем в классическом обучении и дадут всем нам дополнительные возможности. Они помогут обеспечить непрерывность учебного процесса для тех студентов, кто не может присутствовать в университете из-за болезни или работы.
Также они создадут «цифровой след обучения», о котором много говорят в последние годы. Оцифрованные лекции и вебинары позволят оценить навыки преподавателей при работе с аудиторией, обеспечив прозрачность образовательного процесса, например, для родителей. Результаты онлайн-занятий станут цифровым бэкграундом, цифровым портфолио каждого студента, что в будущем поможет ему при поступлении на работу.

Смешанная система привьет студентам навыки самообразования, а это как раз одна из важных задач, которую должен ставить перед собой вуз. Переход в дистант, пусть и частичный, подтолкнет и развитие истории с индивидуальной траекторией обучения - когда будут созданы обширные архивы вебинаров и онлайн-курсов. Мы сейчас создаем такой онлайн-архив занятий, и даем допуск к нему для каждого студента «Синергии», вне зависимости от выбранного ими профиля.

И, наконец, задействование онлайн-форматов сделает качественное образование доступным, вне зависимости от того, где проживает студент. Уже сегодня есть платформа «Открытое образование», где собирают лучшие обучающие курсы, которые проходят очень жесткую экспертизу. Недавно объявили о планах по созданию единой образовательной платформы для школьников, и я думаю, что в перспективе такие платформы будут разрабатывать и для вузов».

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.