Европейский союз ввел санкции против России в связи с ситуацией, связанной с Алексеем Навальным. В чем их настоящая причина своим мнением с «ФедералПресс» поделился профессор НИУ ВШЭ Дмитрий Евстафьев:
«Глупые санкции под глупым предлогом. Совершенно очевидно, что наши европейские коллеги и друзья просто не могут остановиться. У них набрана такая инерция вранья в деле Навального, что остановиться было просто невозможно. Это все должно было чем-то закончиться. Вот они и решили закончить это такими персональными санкциями, бездоказательными. И если в Москве кто-то еще колебался по поводу остатков какого-то партнерства с Европой, то теперь больше не колеблются.
Во-первых, думать, что это все случилось в отрыве от ситуации с вакциной от коронавируса, – это очень наивно. Потому что Европа начинает испытывать колоссальное социальное давление изнутри по поводу своей неспособности произвести какие-то серьезные изменения в санитарной ситуации.
Обращу внимание на следующее обстоятельство. Примерно за 2 дня до того, как американская компания Джонсона Джонса объявила о приостановке тестирования, в российских СМИ была попытка вброса дискредитирующей информации по поводу вакцины «Спутник V». Сделана она была настолько халтурно и наспех, что дальше некуда. Это говорит о том, что и в Европе, и в США понимают, что их вакцины (а тем более такая наиболее флагманская – американская) просто не успевают в ближайшее время быть выпущены. И им необходимо было до определенной степени дискредитировать российскую вакцину.
Это все вписывается в стратегический контекст давления на Россию, обвинения ее в применении химического оружия. По сути, это повод для того, чтобы вводить санкции против российских фармацевтических предприятий и научных исследовательских институтов, а также персонально против специалистов, которые там работают. Но я думаю, что ситуация с COVID-19 там настолько катастрофичная и бесперспективная, что полностью отрезать себе дорогу от взаимодействия с российской фармацевтической индустрией и разработчиками вакцин они просто боятся. У нас ситуация тоже тяжелая, но у нас есть перспективы. А у них перспектив нет. Поэтому санкции такие вот глупые. На моей памяти это самые глупые санкции против России.
Теперь по поводу Северного потока. Конечно, вся эта ситуация изначально была спланирована. И спланирована она была в Германии, не в США. Как инструмент давления на Россию в связи с Северным потоком. И не для того, чтобы его приостановить, а для того, чтобы добиться максимально выгодных условий его эксплуатации. Но ситуация очень быстро вышла из-под контроля. И из такой якобы красивой информационной игры начала обрастать такими фантасмагорическими подробностями и утрачивать даже минимальные признаки своей достоверности.
Я думаю, что в этой ситуации антивакцинный вектор основной, а вектор против Северного потока – 2 второстепенный. Более того, по мере выяснения подробности этой ситуации, по мере накручивания на нее какого-то уже крайне глупого вранья, он перестал действовать. Вот и вся динамика этих санкций, которые там возникли.
Ну и, конечно, необходимо обратить внимание на персональный состав санкционируемых. Это люди, с многими из которых связаны неудачные попытки на Западе разыграть сценарий цветной революции. Это совершенно очевидно, просто бросается в глаза. Поэтому и ситуация с Навальным глупая, и санкции глупые, и использовались они как повод, причем начинали с одной стратегической истории, а закончили каким-то пшиком.
Сам Навальный никаким защитником простых людей не является, это сливной бачок, которые использовали различные силы в России и на Западе для того, чтобы пытаться совершать информационные вбросы. Причем в последнее время этот бачок финансировался из-за рубежа, это совершенно очевидно.
Я не думаю, что под вот этой серией санкций будут какие-то катастрофические последствия для каждого отдельного человека. Ну да, они могут создать некоторые неудобства для широкого круга людей. Но, самое главное, что казус с отравлением Навального сделал Европу токсичным партнером для России.
В Европе практически не осталось политиков – ни в Германии, ни во Франции, ни в Голландии, ни где-то еще – которые для России не являются токсичными. Это люди, с которыми бессмысленно иметь какой-нибудь диалог. И вот это в последствии гораздо важнее, чем возможные социальные последствия от санкций для простых людей. Мы лишаемся базы для партнерства с Европой. Вот что тут важно.
С одной стороны, нам хорошо, что мы наконец-то поняли, что сегодняшняя Европа – это, мягко говоря, не самый лучший партнер для нас. Но, с другой стороны, с Европой так или иначе придется вести какой-то диалог. Потому что существует ряд проблем, по которым с Европой говорить все-таки придется. Или, по крайней мере, иметь какие-то контакты. А с кем там?
Вчерашняя фраза Сергея Лаврова – она ведь и про это: мы не видим вменяемых партнеров в ЕС. И это такая очень тяжелая фраза. Она подводит черту под российской политикой последнего десятилетия, даже больше. Когда мы искали вменяемого партнера в Европе. А сейчас больше не ищем. Вот такие пироги».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин