Почти шесть лет назад в Тыве был создан Совет директоров школ. Оправдало ли себя создание этого органа, изменился ли статус учителя в регионе за последние годы и как образовательная система переживает новые вызовы, связанные с коронавирусной инфекцией, личным взглядом с «ФедералПресс» поделился глава Тывы Шолбан Кара-оол.
«Мы создавали Совет директоров образовательных учреждений республики для того, чтобы школы чувствовали пульс жизни за пределами своих стен. Рассматриваю статус директоров на уровне министров по степени ответственности. Какой будет наша жизнь завтра, зависит от того, кого они выпустят. Не просто обучение по стандартам, а воспитание у детей вкуса к познанию, к саморазвитию, основам жизни в обществе. Видеть личность ученика, чувствовать его индивидуальность, иначе выхлоп любой воспитательной работы будет нулевым. Недаром президент страны выступил с инициативой увеличить доплату классным руководителям, привлечь студентов-старшекурсников к дополнительной и индивидуальной работе со школьниками. Постарался донести сегодня до директоров эти мысли.
Мы стараемся сегодня вложиться в образование по максимуму, используем каждую возможность в рамках национальных проектов, но все это будет бессмысленно, если педагоги будут оторваны от современных запросов. Они должны четко представлять, чему и как они учат.
Какие бы задачи ни стояли перед современным образованием, главное – это здоровье и безопасность детей и учителей. Сегодня школы проходят тяжелые испытания. Вроде и нет оснований закрывать школы – 0,3 % детей с ковидом, но учителей существенно больше – 1,3 % от общего количества. На сегодняшний день, среди профессиональных сообществ по болеющим коронавирусом работники образования на первом месте. Учителя только-только начинают набираться опыта работы в условиях пандемии. Тревожит, что все-таки ощутимая доля учеников по различным причинам, больше 6 %, уведена на дистанционку. Нам надо честно признаться, что мы еще не дотягиваем до качественного образования в таких условиях. Новый формат жизни со строгими санитарными нормами надо сначала пропустить через себя и привить детям.
Речь идет не столько о знаниях, которые дает школа – они априори необходимы, это тот минимум, без которого вообще никакое образование невозможно. Я говорю скорее об умении применять эти знания, пользоваться ими. А это не врожденное качество. Его в молодых людях воспитывают, развивая в них когнитивное и креативное мышление, способность создавать из полученных от учителя знаний свое, новое знание.
Именно эта способность, а не набор каких-то знаний сам по себе приводит людей к успехам в бизнесе, карьере, творчестве. Можно окончить школу с золотой медалью, но ничего не добиться. И есть обратные примеры, когда «двоечники» и «троечники» по школе открывались как талантливые предприниматели, руководители и лидеры именно потому, что умели генерировать новые идеи и не боялись их осуществлять. Мне кажется, в этом ключе должна работать современная школа – воспитывать личности. Конечно, это непростая задача, но ее надо решать. Иначе получается, что школа большей частью работает вхолостую, когда выпускает молодых людей пусть даже с блестящими знаниями, но без желания и умения конвертировать их в реальные дела, в новые знания и опыт. «Если мы хотим такую школу, по-моему, нужно переосмыслить роль классного руководителя. Это именно тот человек, который может превратить школьное обучение в воспитание личности, стать не просто преподавателем, но другом и наставником ребенку. Я далек от того, чтобы учить педагогическое сообщество, как им работать. Это скорее мои родительские чаяния и, думаю, не только мои. О необходимости качественного образования говорят многие и акцент на фигуре классного руководителя тоже известен. Как глава республики могу заверить учителей в одном – правительство поддержит ваши начинания в этом направлении. В частности, институт классного руководства мы уже давно финансируем из собственных средств республики, по 39 млн рублей ежегодно, это от 9,5 до 12,5 тысяч рублей ежемесячных выплат на каждого классного руководителя. Если понадобится, если будет четкое обоснование от школ каких-то новых форм работы, то мы найдем возможность подкрепить их финансами».
Фото: ФедералПресс /Полина Зиновьева