Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, которая объединяет крупнейшие российские авиакомпании, попросила правительство выделить 50 млрд рублей на поддержку их работы во время пандемии. О том, зачем перевозчикам столько денег, почему осенний сезон не улучшил их положение и какие новые расходы у них возникли, «ФедералПресс» рассказал главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий:
«Сумма адекватная в том смысле, что авиакомпаниям эти деньги нужны. Кризис для них только начался. В «прошлой реальности» авиакомпании летом зарабатывали деньги, а зимой их тратили. Сейчас получилось, что прошлой зимой они тратили ресурсы, а лета у них не оказалось. В сентябре интенсивность перевозок была высокой, но в силу конкуренции цены были до такой степени низкими, что едва ли авиакомпании смогли сильно заработать. Когда перелет длительностью два-три часа стоит две-три тысячи рублей, это далеко от окупаемости рейса. Сейчас авиакомпании снова входят в зимний период, и сезонный спад перевозок накладывается на ограничения. Им нужно дотянуть до следующего лета, но ситуация очень тяжелая.
Самолеты находятся в лизинге, по старой модели за них надо было платить независимо от того, летают они или не летают. В договоренностях, которые были достигнуты с лизинговыми компаниями весной, отсрочки были от трех месяцев до полугода. То есть сейчас нужно делать новые отсрочки. И, допустим, если платежи перенесутся на следующий год с дополнительными процентами, то где взять деньги?
Помимо лизинговых платежей, в авиакомпаниях всегда была большая статья расходов на персонал. Частично его можно сократить, но это сложный процесс. Затраты на техобслуживание самолетов тоже никуда не исчезли и даже усложнились. Если самолет не летает, то нужно провести определенные работы, чтобы он сохранял состояние летной годности.
Одно дело, когда вы ставите самолет на долговременное хранение в пустыню Испании или Америки, где он консервируется. Но в обстановке неизвестности вы не можете так сделать, потому что этот самолет может вам понадобиться через месяц. Он постоянно требует ухода вплоть до того, что шины проминаются в одном месте и его надо двигать тягачом туда-сюда. Там огромное количество всевозможных нюансов. То есть получилось, что доходы авиакомпаний сильно сократились, а расходы сохранились. Поэтому финансовая поддержка необходима».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Экономический кризис