Россияне все чаще сталкиваются с дефицитом лекарств в аптеках. Особенно сложно сейчас купить противовирусные, жаропонижающие лекарства, антибиотики, средства для дезинфекции. И дело даже не в том, что из-за второй волны коронавируса существенно вырос спрос на эти препараты. Летом этого года начала действовать система маркировки лекарств. То есть каждое произведенное лекарство перед продажей должно быть несколько раз зарегистрировано в системе «Честный знак» – это позволяет бороться с контрафактом. Благая идея вызвала настоящий коллапс в розничной торговле лекарствами: именно проблемы с маркировкой стали причиной их дефицита. Генеральный директор сети «Фармленд» Аделя Кальметьева уверена, что идея внедрения маркировки лекарств провалилась и это не изменить ни новым оборудованием, ни временными послаблениями:
«Пандемия коронавируса в корне изменила структуру продаж – запросы клиентов резко сместились в сторону противовирусных средств и лекарств, входящих в схему лечения ковида. Клиенты перераспределяют расходы и тратят свои финансовые ресурсы на покупку лекарств и товаров для здоровья, приобретая их зачастую впрок. Эта тенденция сохраняется уже несколько недель и, скорее всего, останется актуальной до стабилизации ситуации с лекарственным обеспечением в стране. Дело в том, что во многих больницах на Урале и в Поволжье не хватает ни лекарств, ни коечного фонда, поэтому пациенты либо лечатся дома, либо закупают препараты, которых не хватает при лечении в стационаре. Отдельная категория граждан поддается панике и закупает препараты «на всякий случай».
Запасы лекарств, сформированные до 1 июля 2020 года, очень быстро вымылись из аптек, а новые поставки ограничены в связи с введением обязательной маркировки лекарственных средств. Стойкий дефицит противовирусных, антибиотиков, антикоагулянтов, растворителей, огромные очереди, кратное увеличение времени, необходимого для отпуска товаров, – вот чем обернулось для российского фармрынка внедрение маркировки. Эта система изначально была нежизнеспособной, дефектной и непродуманной. Такой огромный массив данных (10–15 млрд обращаемых упаковок в год при необходимости обращения в систему маркировки более 10 раз для каждой упаковки) просто невозможно обрабатывать мгновенно. Да и как можно такой социально значимый рынок стричь под одну гребенку наравне с шубами, обувью, шинами и фототоварами?
Время поступления препарата от производителя в аптеку и, соответственно, клиенту увеличивается в разы из-за того, что система МДЛП (ООО «Оператор-ЦРПТ») не справляется с нагрузкой и стопорит всю товаропроводящую цепочку. Производитель не может выпустить в продажу лекарства, так необходимые пациентам, из-за того что система МДЛП оперативно не предоставляет корректные КИЗы. И ситуация распространяется далее по всей товаропроводящей цепочке. Если раньше оприходование фуры товара занимало один час, то сейчас мы тратим на это несколько суток.
Только вдумайтесь: производитель, чтобы выпустить товар в гражданский оборот, должен 11 (!) раз связаться с оператором для внесения в систему каждой произведенной упаковки, затем каждый оптовый поставщик и дважды – аптека. Сотни тысяч упаковок дефицитных лекарств лежат на складах, стоят на границе и просто не могут быть отгружены в аптеки, потому что застряли на конкретном этапе товаропроводящей цепи из-за несостоятельности системы маркировки.
Несмотря на то что Минпромторг на прошлой неделе анонсировал введение уведомительного режима для отдельных этапов движения лекарств, ситуация в корне не изменится, так как изменения на законодательном уровне носят неоднозначный характер. Если отвязать физическое движение лекарств от цифрового (или не делать его обязательным), возможно, мы получим небольшую положительную динамику, однако и это не панацея. Техническая несостоятельность мгновенной обработки огромного массива информации подтверждена постоянными неудачами в работе МДЛП с момента ее введения. При этом нужно учитывать, что на данный момент число маркированных лекарств в общем обороте не является подавляющим. Наступило время признать, что идея внедрения маркировки лекарств провалилась и это не изменить ни новым оборудованием, ни временными послаблениями.
Хочу отметить, что для коммерческих продаж вполне достаточно однократного поступления на общедоступный информационный ресурс данных производителя о введении в оборот упаковки товара с последующим направлением аптекой сведений об отпуске данного товара потребителю. Эта схема уже не первый год успешно работает в Европе. Однако в нашей стране принято идти своим путем. Главное, чтобы этот путь не привел к полному краху лекарственного обеспечения, тотальному дефициту лекарств и гуманитарной катастрофе».
Фото:ФедералПресс / Полина Зиновьева
Экономический кризис


