Закрытие многих непродовольственных магазинов и снижение посещаемости торговых центров на фоне ограничительных мер по борьбе с пандемией сильно ударило по рынку традиционного ретейла. В свою очередь, для электронной коммерции нынешняя ситуация стала драйвером для бурного роста. Приближается «черная пятница» – традиционная распродажа в конце ноября. Какой она будет в «ковидном» 2020 году? Готовы ли сами продавцы к ажиотажному спросу? Об этом «ФедералПресс» рассказал руководитель немецкого подразделения логистической компании BMJ-logistics Феликс Херсонский:
«Феномен «черной пятницы» – периода распродаж, приходящегося на каждую четвертую пятницу ноября, берет свое начало с 1966 года в США. Для российского ретейла это относительно новое явление. Например, в сегменте e-commerce оно действует с 2013 года. Однако представить себе начало предновогодних распродаж в России без «черной пятницы» уже невозможно. В этот короткий период количество отгрузок может достигнуть месячных показателей или даже превысить их.
По общим оценкам, в 2019 году оборот российского ретейла во время онлайн-распродаж превысил 22 млрд рублей. В этом ожидается повышение спроса в предновогодний период скидок. Рост онлайн-продаж в этом году наблюдается с апреля, когда начали закрываться офлайн-магазины и были введены ограничения на передвижения граждан. В такой ситуации участники рынка традиционного ретейла были вынуждены организовать продажи в интернете – через собственные онлайн-магазины или маркетплейсы.
Игроки рынка e-commerce отмечают, что в период предновогодних распродаж вновь можно ожидать повышения спроса, хотя и не такого значительного, как в прошлые годы. Безусловно, за последние месяцы покупательская способность снизилась, но следует помнить, что многие производители дают возможность приобрести товары со скидкой только в «черную пятницу».
На фоне мер по противодействию распространения коронавируса средний возраст покупателей онлайн-магазинов увеличился. Если ранее в интернете покупали в основном молодые люди, то сейчас активными пользователями становятся люди более старшего возраста.
На данный момент ситуацию на рынке ретейла можно охарактеризовать как «затишье перед бурей». Продавцы по максимуму завозят товары и подготавливают их к оперативной отгрузке, чтобы в дни проведения акции обеспечить бесперебойную доставку. Покупатели, в свою очередь, составляют списки потенциальных покупок в ожидании максимальных скидок.
По мере приближения «черной пятницы» онлайн-ретейлеры будут использовать все возможные механизмы по привлечению и удержанию покупателей: баннеры на сайтах магазинов, рекламные сообщения, основанные на истории просмотров, предыдущих покупках, и раннее введение скидок.
Чаще всего «виртуальная корзина» покупателей в период предновогодних распродаж состоит из одежды, бытовой техники и электроники. Но в 2020 году мы ожидаем, что в нее также войдут DIY-товары (рукоделие), мебель и предметы интерьера.
С ростом числа доставок увеличится и количество возвратов. По нашим данным, при заказе из трех позиций в 75 % случаев клиент вернет две. Нагрузка на курьерские службы значительно возрастет, поэтому они перейдут на усиленный режим работы».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин