Правительство рассматривает возможность наделения медицинских учреждений правом обжаловать результаты медицинских экспертиз в суде. Проект противоречит ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» и создает условия для ущемления прав пациентов, считает сопредседатель всероссийского союза пациентов Юрий Жулев. Эксперт поделился своим мнением с «ФедералПресс»:
«Только недавно отшумели жаркие дискуссии в профессиональном сообществе вокруг законопроекта о внесении изменений «Об обязательном медицинском страховании». Минздрав предлагал наделить медицинские организации правом отказывать пациентам в оказании медицинской помощи. К счастью, данная инициатива не вошла в окончательную редакцию законопроекта, зато подоспела новая.
Теперь на обсуждение представлен проект постановления правительства, который может разрешить медицинским учреждениям обжаловать результаты экспертизы качества медицинской помощи, в случаях, когда они выносятся в пользу пациента. Но ведь не случайно на законодательном уровне именно гражданам обеспечено исключительное право на независимую медицинскую экспертизу, а не юридическим лицам. Права пациента-гражданина, как и права гражданина-врача, должны являться высшей ценностью.
В соответствии с проектом постановления «Об утверждении положения о независимой медицинской экспертизе», лечебные учреждения могут получить право обжаловать результаты экспертизы качества медицинской помощи, обратившись за независимой экспертизой в профессиональные медицинские ассоциации.
Однако, уставы подобных ассоциаций во главу угла своей деятельности ставят защиту интересов медицинских работников и медицинских организаций. Таким образом может возникнуть конфликт интересов в случаях спорных вопросов, где речь идет о ненадлежащих действиях врача или нарушениях в работе медицинских организаций. Насколько объективными могут быть заключения тех, кто существует на средства, собранные с медицинских организаций и медицинских работников, по своей сути частично выполняет функции «профсоюза» медицинских работников, в случаях, когда пациент требует восстановить справедливость?
Кроме того, постановление не предусматривает реальной ответственности эксперта и экспертной организации за дачу заведомо ложного заключения, так как не определяет механизма для ее реализации в отношении эксперта и профессиональной некоммерческой организации, исключает возможность реализации ответственности экспертной организации через лицензионное законодательство.
Дайхес – об успешной борьбе с COVID-19 в России: «Наша медицина недооценена»
Еще хуже, что проведение независимой медицинской экспертизы, согласно данному постановлению, будет производиться только на возмездной основе. Это означает, во-первых, что неимущий и малоимущий гражданин не будет иметь права на независимую медицинскую экспертизу, как финансово не состоятельный субъект. Во-вторых, возникает неравенство сторон так как гражданин в любом случае будет платить из своего кошелька, а медицинское учреждение за счет ОМС либо из бюджета. Ну и наконец, постановление фактически наделяет профессиональные медицинские ассоциации правом самостоятельно устанавливать стоимость экспертиз, которые они же будут и проводить, а отсюда один шаг до установления различных тарифов для больниц и для пациентов.
В итоге это может вынудить пострадавших пациентов отказаться от самой идеи защитить свои права в суде в споре с больницами.
Пациенты всегда юридически и медицински более слабая сторона. Они заведомо не располагают такими денежными средствами и административным ресурсом, чтобы противостоять платежеспособной медицинской организации в судах с целью защиты своих интересов.
Важно то, что речь идет о нарушении прав очень широкого среза граждан – в качестве пациентов и врачей, которые также прибегают к необходимости личной защиты в судах.
Правительству Российской Федерации нельзя допустить ослабления позиций прав пациентов в судах, принятием данного «положения». Необходимо изъять из постановления право медицинских организаций на проведение независимой медицинской экспертизы. Со своей стороны всероссийский союз пациентов с официальными письмами на этот счет обратился и в Минздрав, и в Минюст: мы крайне обеспокоены перекосом, который может возникнуть в возможностях защиты граждан и организаций в судах».
Фото: пресс-служба мэра и правительства Москвы / Максим Мишин