В России вступили в силу изменения в федеральный закон о местном самоуправлении, которые запустили механизм инициативного бюджетирования. По замыслу властей, граждане смогут предлагать свои идеи благоустройства парков, ремонта дорог и детских площадок и т.д. Воплощать их в жизнь поможет совместное финансирование: часть средств собирают сами люди, остальное дает бюджет. О пользе и рисках нового закона рассказал социальный технолог Роман Алехин:
Народное бюджетирование – очень хороший и полезный инструмент, но в тех странах, где развито местное самоуправление. Сам по себе механизм не новый, и его просто облекают в другую правовую форму. Я имею ввиду его предшественника – программу «Народный бюджет», которая также предполагала софинансирование различных проектов гражданами, муниципалитетом и регионом.
Программа была востребована, но только за счет активных депутатов, которые инициировали проекты и дальше их полностью курировали. Многие народные избранники выступали и спонсорами, оплачивая из своего кармана ту часть суммы, которую должны были собирать жители, которые по бумагам и являлись инициаторами проекта. В итоге люди получали свою детскую площадку или сквер, а депутат – пиар и голоса на выборах.
Думаю, что с изменением формы по сути ничего не изменится по содержанию. То есть народное бюджетирование также будут двигать депутаты.
Но цель – повысить ответственность и гражданскую активность – достигнута не будет. Потому что для ее достижения, во-первых, действительно надо, чтобы люди не получали все бесплатно, а, во-вторых, граждане реально должны себя чувствовать носителями власти. Людям следует осознать, что они имеют возможность влиять на чиновников и все процессы в стране. И, чтобы этого достичь, надо перестать играть с голосами на выборах, подтасовывая результаты, а также начать выстраивать реальное самоуправление в стране, начиная с сельсоветов и заканчивая крупными муниципалитетами.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева