Ценники на заправках бьют очередной исторический максимум. За последнюю неделю самый популярный АИ-92 подорожал на 20-30 копеек. 95-й прибавил сразу 2 рубля. Многие недоумевают – почему это происходит в стране, которая входит в число лидеров среди стран-экспортеров нефти, и где многие граждане живут недалеко от действующих нефтеперерабатывающих заводов? Почему при любой цене на «черное золото» бензин только дорожает? Экспертным мнением с «ФедералПресс» поделился кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой математической экономики ИГУ Александр Филатов:
«В ценах на топливо не все так просто. И если мы говорим, что бензин дорожает, то всегда надо учитывать, с каким периодом мы сравниваем. Берем 2005-2006 год: цена на топливо в два раза ниже, в районе 20 рублей, плюс – минус. А за этот же период в 15 лет мы получили трехкратную инфляцию. При этом доходы населения в рублевом эквиваленте, подчеркиваю, возросли так же втрое. То есть формально бензин даже подешевел.
Стоит отметить, что по сравнению с большинством стран, если не брать маргинальные случаи, вроде Венесуэлы, у нас топливо не столь уж и дорогое. Среди развитых экономик оно сопоставимо по цене с США, и существенно дешевле, чем в Европе. Довод о том, что в Европе нет своей нефти, малосостоятелен, поскольку если брать европейские государства с повсеместной ценой 120-150 рублей за литр, то самое дорогое топливо – свыше 200 рублей на наши деньги в Норвегии. Норвегия как раз страна – нефтедобытчик.
Понятно, что доходы населения в России и Норвегии сравнивать нельзя, но это дает понимание того, что на цену бензина влияет не наличие или отсутствие у государства нефти. Тут иные механизмы. У нас в цену каждого литра заложены не только расходы на производство, логистика, и прибыль. Большая часть цены – это акцизы. То есть государство пополняет таким образом бюджет. Оставим за скобками, насколько у нас эти деньги тратятся эффективно, но это вполне распространенный механизм. И действует он в большинстве стран. Логика государства такова: если у человека есть деньги на автомобиль, то есть и 1,5-2 лишних рубля, которые он достаточно безболезненно отдаст. В некоторых государствах это делается с помощью прогрессивной шкалы налогообложения. В той же Норвегии налог в некоторых случаях достигает 60 %. У нас такой опыт был, и при потолке в 35 % налог никто платить не хотел, сверхдоходы уводились в тень. Так что, на мой взгляд, акцизы – это наиболее логичный и перспективный путь в наших условиях.
Есть еще, конечно же, и факт картельного сговора. Ну иначе никак не объяснить, что в соседних регионах, с примерно одной и той же логистикой, цена на бензин может отличаться на 2 рубля. Но это скорее вопрос контролирующих органов и эффективности их работы. Стоит отметить, что рост цен идет не поступательно, а скачкообразно. То есть, сначала сколь либо заметный период остается на одном месте, потом резкий всплеск. Это бывает сезонно, например перед посевной. И тогда мы возвращаемся к вопросу картельного сговора.
Увеличение спроса всегда влечет за собой рост цены. Это закон экономики. Но в этом году появился еще один фактор. В 2020 году цены на нефть, а это сырье для производства бензина, были низкими. То есть для производителей нефтепродуктов не было формальных причин повышать цену на бензин. Сейчас баррель нефти стоит примерно столько же, сколько и до кризиса. Соответственно, удорожание сырья ведет к удорожанию конечного продукта».
Фото: pxhere.com