15 сентября в Иркутской области объявлен траур. Авиакатастрофа на севере региона унесла четыре жизни. Погиб пилот и трое пассажиров. Следственный комитет возбудил уголовное дело и ждет разрешения медиков, чтобы допросить второго пилота. Почему авиапроисшествия происходят в регионе все чаще – экспертным мнением с «ФедералПресс» поделился заслуженный летчик РФ, бывший капитан авиакомпании «Россия», ветеран гражданской авиации Олег Серов:
«Что касается трагедии в Иркутской области. Хочу сразу сказать, это мое мнение, окончательные выводы будет делать комиссия. Но как я вижу ситуацию: был туман, летчики искали землю. Север Иркутской области – это не московские или питерские аэропорты. И в плане навигации, и в других вещах они беднее столичных – это первый фактор. Мое мнение: не видишь полосу – уходи на запасной аэродром. Но это мое мнение, летчики L-410 приняли другое решение. Насколько оправданное – будет выяснять комиссия.
Но на трагедию надо посмотреть шире. Тут есть две составляющих. Первое – летчики стали лишь дублерами для автоматики. Компьютер принял решение, людям остается его лишь продублировать. Сейчас ведь даже запрещают пилоту переходить на ручное управление. Соответственно, к моментальному принятию собственного решения молодой пилот может оказаться просто не готов. К тому же уровень подготовки сейчас стал хуже, чем в СССР, это объективно. В подготовке есть аксиома: если ты знаешь теорию на «пятерку», то отлетаешь ты, в лучшем случае, на «четыре». И раньше учили до такой степени, чтобы летали только на «пять», иначе тебя за штурвал пассажирского судна не пустят.
Второй и более пугающий момент. Сейчас в руководстве авиакомпаний зачастую находятся люди, которые не имеют не только летного образования, но нередко они вообще далеки от авиации. А что важно руководителю бизнеса? Прибыль. Соответственно, где-то закрываются глаза на техническое состояние, подготовку и прочее. Иногда закрывают из жажды наживы, а иной раз и по незнанию. Так что пока у нас авиацией руководят менеджеры – такие трагедии будут повторяться.
Что же касается самого L-410. На таких судах не летал, но знаком. Машина не новая, но надежная. Чешская техника вообще неплохая. И при должном уровне обслуживания и своевременных регламентных работах она может прослужить еще долго. Как отработала техника в этих условиях – покажет расшифровка бортовых самописцев. Кстати, по ним же можно будет оценить действия экипажа. Поскольку все переговоры записываются, а с этой записью работают не только техники, но и психологи, которые могут дать оценку эмоциональному состоянию экипажа».
Фото: sledcom.ru