В конце сентября сенатором Андреем Клишасом и депутатом Павлом Крашенинниковым в Госдуму был внесен на рассмотрение законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». Его рассмотрение запланировано на ноябрь 2021 года. Профильные комитеты Госдумы уже дали положительные заключения. Однако автономные округа, которые входят в состав Тюменской и Архангельской областей, считают этот законопроект «антиконституционным». Адвокат и руководитель практики разрешения экономических споров Бюро адвокатов «Де-юре» Яков Булут рассказал «ФедералПресс» о том, какие изменения произойдут, если закон примут.
«В случае принятия законопроекта все руководители субъектов – губернаторы, президенты республик и прочие – будут именоваться «главами», а их повторное избрание путем прямых выборов или назначением законодательного органа не будет возможным в течение пяти лет в случае отрешения со стороны президента.
Кроме того, выдвижение кандидата на пост главы субъекта должны будут поддержать от 5 до 10 % депутатов представительных органов муниципальных образований, а если кандидат является самовыдвиженцем, то ему дополнительно потребуется собрать подписи избирателей в количестве, определенном законом субъекта. Во избежание возможных кризисов в регионах законопроектом определяется порядок временного исполнения обязанностей высшего должностного лица.
Согласно законопроекту, президент вправе отрешить от должности действующего главу, например, в связи с утратой доверия, и назначить временно исполняющего обязанности главы субъекта до проведения следующих выборов.
Учитывая очаговые вспышки распространения коронавирусной инфекции, законопроектом предусмотрена возможность дистанционного взаимодействия органов публичной власти и даже дистанционное участие в заседаниях законодательного органа субъекта РФ, то есть станет возможным дистанционное принятие законов.
По сравнению с действующим законодательством предложен более гибкий подход по отношению к собственности региона. Перечень имущества, которое может находиться в его собственности, предлагается сделать открытым, с учетом возможного изменения соответствующих задач и функций.
Также президента предлагается наделить возможностью выносить предупреждения законодательным органам субъектов в случае принятия ими антиконституционных законов, а также распускать такие органы при невыполнении требований, содержащихся в предупреждении.
Особые волнения относительно законопроекта в настоящий момент возникают со стороны автономных округов, таких как Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ненецкий автономные округа. С одной стороны, они являются независимыми субъектами РФ, а с другой – входят в состав Тюменской и Архангельской областей. Дело в том, что ч. 4 ст. 66 Конституции, а также действующий закон предусматривают возможность регулировать публичные отношения между автономными округами, а также областями и краями, в составе которых они находятся, посредством заключения договоров, в то время как предлагаемый законопроект такой возможности не предусматривает. По мнению субъектов, входящий в состав так называемых «матрешечных территорий», посредством публичных договоров они имеют возможность быстро и с соблюдением принципа независимости разрешать вопросы организации власти местного значения, и лишение их этой возможности является антиконституционным.
Сам законопроект по своей концепции нельзя назвать новым, ведь он призван заменить принятый в 1999 году федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В целом законопроект во многом дублирует положения ряда действующих законов, но действительно систематизирует правовую основу взаимодействия различных органов власти и должностных лиц. Некоторые его положения явно направлены на укрепление президентской власти, что в принципе соответствует тенденции законотворчества последних лет».
Фото: duma.gov.ru