Строительство Северного широтного хода начнется в 2022 году. Предварительно проект оценивают в 300 млрд рублей, при этом инфраструктурный кредит на 50 млрд рублей уже одобрен. Почему стратегически важно довести до ума Сталинскую железную дорогу, какие участки уже построены и чем СШХ выгоднее Севморпути – об этом «ФедералПресс» рассказала директор Института пути, строительства и сооружений МИИТ Таисия Шепитько:
«Еще в советское время идея строительства Северного широтного хода предлагалась к реализации. Мы [ученые МИИТ] занимаемся этой проблемой и ее обоснованием достаточно давно. Например, в 2005 году, когда было предпринято обследование Сталинской железной дороги № 501–№ 503 «Салехард – Игарка», которую строили в период с 1949 по 1953 гг., мы прошли тремя отрядами достаточно большую трассу. Посмотрели, возможно ли использовать ее и те карьеры, которые когда-то были. В конце концов, решение было принято, и нашим ученым, в том числе с моим участием, была поручена экспертиза проекта Северного широтного хода.
Это был 2014 год. Оценить нужно было техническую реализуемость проекта и средства, которые тогда были запланированы. Потом строительство несколько раз откладывалось в силу причин разного рода. Сложно сказать, почему раньше не нашлось частного инвестора для этого строительства. (Сегодня предполагается, что инвесторами долгожданной стройки железной дороги будут ОАО «РЖД», ПАО «Газпром» и власти ЯНАО. – Прим. ред.) Наверное, всегда находятся более важные проекты, в которые нужно инвестировать.
Там строились отдельные участки: «Газпром» построил «Надым – Пангоды», ямальская железнодорожная компания эксплуатирует тоже определенный участок, их сейчас будут реконструировать. А «Салехард – Надым» будет строиться заново, в том числе мост через реку Обь.
Если построят мост – будет очень хорошо. Я много раз бывала там в экспедициях, мы пользовались паромом. Чтобы приехать со станции Обская в город Салехард, нужно было ждать, когда зимой лед встанет либо растает, и тогда можно будет пользоваться паромом. Прерваны связи между Свердловской и Северной железными дорогами, теперь она восстановится – мост существенно облегчит сообщение.
«Обская – Бованенково» – это линия пересекает пополам полуостров Ямал, она была построена еще в 2010 году по заказу «Газпрома». Все сложные решения для строительства на вечномерзлых грунтах отработаны на ней. Сейчас они будут использованы на линии СШХ от Салехарда до Надыма и до Карачаево – это 707 км.
А вообще – СШХ должен быть продлен на Восток до Игарки, а потом – до Дудинки и Норильска. Между Норильском и Дудинкой есть железная дорога, 92 км – она сейчас реконструируется. Кстати, Сталинская дорога имела протяженность 1505 км от Салехарда до Игарки. И надо будет ее обязательно возродить, и из стратегических соображений тоже. Ведь добыча газа и нефти осуществляется в районе порта Сабетта и перевозки смогут осуществляться на Запад и до самого Востока – это очень важно.
Есть альтернатива для трансфера: прекрасный путь сообщения в Арктике – Северный морской путь. У него есть один, но большой недостаток – замерзающие порты. Он не является всесезонным. Железная дорога – всесезонна. Это ее огромное преимущество. С этой точки зрения выигрывает проект строительства Северного широтного хода».
Фото: Maksim Konstantinov / Global Look Press / globallookpress.com