В течение последних нескольких месяцев россияне наблюдают резкий скачок цен на некоторые категории товаров и ажиотажный спрос. О причинах роста стоимости товаров, как распознать необоснованное завышение цен и что делать, когда продукт кажется необоснованно дорогим, «ФедералПресс» рассказала старший преподаватель кафедры правового регулирования бизнеса и прикладной юриспруденции университета «Синергия» Наталия Пшеничникова:
«Под взвинчиванием цен подразумевается процесс резкого увеличения стоимости на товар за короткий срок. Так компании пытаются захватить рынок или минимизировать потери во времена резких колебаний курса валют, санкций и нестабильного экономического положения.
Причиной увеличения цены может стать ажиотажный спрос на товар, паника среди потребителей. Экономические «мародеры» пользуются страхами и паникой покупателей. Дистрибьюторы и поставщики могут придерживать поставки, создавая искусственный эффект дефицита товаров. Так было в этом году с сахаром. Его просто придерживали недобросовестные посредники на складах, создавая ощущения «пропажи» для последующего резкого повышения цены.
Еще одним приемом взвинчивания стоимости на товар, создающим панические настроения, является эффект «переоценки товаров». На полках нет ценников, а вместо них все продавцы говорят об изменении цен в сторону увеличения, принуждая потребителя быстрее закупить впрок необходимый продукт. В этом году такая ситуация сложилась со средствами личной гигиены. В ближайших к потребителю магазинах исчезло большинство таких средств, а в интернет-магазинах все было в наличии, но они стали в разы дороже.
Существенное увеличение цен может быть и обосновано. Например, резкое увеличение закупочной стоимости, отсутствие поставок товаров из-за санкций, изменение логистических цепочек, исчезновение поставщиков и многие другие причины. Сейчас это особенно актуально для россиян.
Потребителю очень сложно разбираться в тонкостях ценообразования, но способ есть. Если объективных предпосылок для увеличения нет, скорее всего, речь идет о нарушении конкуренции. О завышении цен может говорить, к примеру, одномоментное подорожание авиабилетов у всех авиакомпаний.
Продавцов, необоснованно завышающих стоимость, можно наказать по закону «О защите конкуренции», который предусматривает два случая, когда предприниматель может быть привлечен к ответственности. Первый – злоупотребление своим доминирующим положением. Например, в поселке есть только один магазин, и вдруг там резко подорожало большинство необходимых товаров. Второй – сговор компаний на рынке. Например, оптовые поставщики договариваются с розничными продавцами о повышении стоимости на конкретную группу товаров. Или все магазины резко меняют ценники в сторону увеличения.
На недобросовестных предпринимателей, которые реализуют товары и услуги, имеющие социальную значимость, можно пожаловаться в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по региону через форму подачи обращений или по телефонам горячей линии. На обращение в антимонопольной службе обязаны отреагировать и провести проверку в течение до 30 дней, а по итогам заявителю должен быть направлен ответ. Также потребитель может обращаться по факту взвинчивания цен в прокуратуру и Роспотребнадзор.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова