Мужчины Тюменской области продолжают получать повестки из военкомата, несмотря на отчет министра обороны Сергея Шойгу о достаточном наборе граждан из запаса. Завершилась или нет частичная мобилизация в России? Почему тюменцы продолжают получать повестки и что с ними делать? Как поступить, если призвали неправомерно? На эти вопросы «ФедералПресс» ответил учредитель Ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия», военный адвокат Олег Жердев:
«Окончание мобилизации не является прерогативой министра обороны. Мобилизация объявлена указом президента Российской Федерации. Соответственно, и окончание мобилизации определяется указом. Мобилизация подразумевает под собой набор определенного количества граждан, пребывающих в запасе. Конкретное количество граждан в запасе указано в сокрытой части указа. А об этих 300 тысячах мы знаем со слов министра обороны и со слов других [политиков]. Это одна сторона медали.
Вторая сторона медали: часть мобилизованных была призвана незаконно, как по состоянию здоровья, так и по основаниям, которые предоставляются для отсрочки. Возможно, набрали 300 тысяч. При первичном призыве был небольшой процент, который не соответствовал критериям, выдвигаемым к мобилизуемому гражданину. Эту дельту могут сейчас добирать.
Если сейчас граждане получают повестки, это не значит, что они будут мобилизованы. В рамках этой мобилизации выработан следующий механизм: человек приходит в военкомат, ему делают отметку на повестке «до особого распоряжения», то есть человек находится в активном резерве.
Я далек от мысли о том, что военкоматы вопреки заявлениям министра обороны будут проводить мобилизацию. Я полагаю, что сейчас военкоматы формируют активный резерв призыва. Если будет необходимость продолжить мобилизацию, эти люди будут первыми, кого поставят в строй.
Если же гражданам говорят: «Прибывайте к такому-то месту в назначенное время», как это проводится при мобилизации, у них есть возможность направить жалобу. Жалобу можно направить в военную прокуратуру, в органы местного самоуправления. Сейчас много организованно и они реально работают – сервисов известных политиков, партий, просто известных людей, которые оказывают помощь при неправомерной мобилизации. Ну и можно обратиться в суд. Но, как правило, обращение в суд не отвечает оперативности. Как правило, срок рассмотрения этой категории дел только месяц до вынесения решения и еще месяц – до вступления в законную силу. То есть люди в судебном порядке физически не успевают обжаловать неправомерные действия».
Фото: ФедералПресс / Дарья Сеймовская