По данным Росстата, в 2021 году 21,6 % людей от 15 до 24 лет переезжали внутри страны в целях обучения или ради высокооплачиваемой работы. Виталий Алтухов, директор по разработке и исследованиям компании «Профилум», рассказал, как повлиять на отток молодежи из регионов:
«Сегодняшние подростки – ученики 8-х и 9-х классов – это те люди, которые уже через 2 – 3 года способны выйти на рынок труда. Многие из них не знают, какие профессии востребованы в их регионе, сколько они смогут заработать, и как самореализоваться. Современные школьники называют только около 10 профессий, и все они связаны с ближним окружением, говорится в исследовании PISA 2021 года. Но рынок труда может предложить сотни, а то и тысячи вариантов.
Молодежь нередко пребывает в иллюзиях, что лучшая жизнь их ждет только в центральных городах. Повлиять на отток молодых людей из регионов могут образовательные инициативы. Перед школами и администрацией субъекта стоит просветительская задача – рассказать и показать, какие перспективы и возможности образования есть в регионе с точки зрения особенностей локального рынка труда. Все это решается развитием карьерной грамотности и внедрением ее во внеурочную программу школ.
В каждом регионе есть свои особенности. Например, в Псковской области развита агропромышленность. Компании из этой сферы вкладываются в Data Science: исследуют факторы роста животных и растений, ищут способы повышения качества продуктов. Значит, им нужны ИТ-специалисты, которые будут работать над этими задачами. А в Якутии развит креативный кластер, в нем найдут себе применение разные специалисты.
Помимо прочего, за последние годы удаленная работа стала нормой, а это значит, что в целом ряде профессий реально найти для себя интересные вакансии, не покидая родной регион.
Школьники могут не знать обо всех этих возможностях, не разбираться в рынке труда и не понимать свои перспективы в регионе. Именно для этого мы разработали образовательные технологии развития карьерной грамотности. В рамках занятий, которые обязательно учитывают локальную специфику региона, школьники получают знания о доступных и перспективных профессиях. Также они развивают навыки выбора и реализации своих талантов и компетенций на локальном рынке труда, опираясь на доступную образовательную инфраструктуру. При этом мы предоставляем региону обратную связь о том, где могут наблюдаться зоны дефицита или профицита будущих специалистов, чтобы можно было заранее решать проблемы, связанные с оттоком молодежи».
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков