Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко поручил проработать дополнительные меры поддержки видеоигровой индустрии и киберспорта в России. Директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ) Владимир Зыков рассказал «ФедералПресс» о современном состоянии игровой индустрии в РФ, а также о возможных мерах поддержки отрасли со стороны государства.
«После того как большинство иностранных разработчиков ушли из России, у российских студий появилось много возможностей для того, чтобы создавать свои продукты. Сегодня есть тяжелые, сложные проекты, например игра «Смута». Я разговаривал с этими ребятами, это патриоты, которые хотят, чтобы их игра была не только интересной, но и давала возможность для аудитории, для детей, которые будут в нее играть, узнавать важные факты из истории, чтобы они знали, что такое Смута, что такое День народного единства и так далее. Чтобы для них это был не просто пустой звук. Бывает, вы спрашиваете людей, что это за праздник, и большинство вам не ответит. В целом игра, которую они создают, находится на высоком уровне. Более того, ее поддерживает государство в лице Института развития интернета, что в целом очень хорошо.
Есть небольшие студии, которые разрабатывают мобильные игры, их довольно много, но проблема в том, что сообщество разработчиков, как бы кто их не характеризовал, на мой взгляд, довольно разобщенное. Долгое время считалось, что попасть в это общество – значит войти в какой-то элитарный клуб, поэтому многие разработчики – девелоперы, дизайнеры – не понимали, как приобщиться к этой культуре.
На мой взгляд, российская игровая культура, как это ни странно, сложилась благодаря программе Сергея Супонева, которая шла сначала на Первом канале, потом на канале «2x2», она называлась «Новая реальность» – программа про игры на Dendy, которая в миру называется NES, на 32-битной Nintendo, на Sega и Gameboy. Благодаря тому, что тогда был такой большой ажиотаж и к игровой индустрии приобщали молодое поколение, сегодня у нас много разработчиков, которые занимаются созданием игр. Просто многие занимаются этим не для российских студий, а для иностранных. И мало кто остался работать в России над большими, серьезными, крупными проектами.
Здесь, конечно, на мой взгляд, как раз государству нужно помогать этому направлению, потому что игра «Смута» – это хороший задел для старта, и хочется, чтобы дальше продолжалось в том же духе. Как сказал один из идейных вдохновителей этой игры, «я не хочу, чтобы завтра дети играли в игру по мотивам российско-украинского конфликта, при этом эта игра была бы заказана с той стороны». Действия, которые в этой игре происходили бы, показывали бы прозападную точку зрения. Здесь мы сталкиваемся с результатами того, что игры становятся не просто играми, а одним из элементов пропаганды. Мы знаем силу фильмов, знаем силу медиа, я думаю, начнется период, когда этим будут заниматься игровые студии. Мы уже видим, как в видеоиграх появляется упоминание ЧВК «Вагнер», которые делают засады для американских военнослужащих. Это начало, это тренд, и дальше он будет усиливаться.
Безусловно, государство должно помогать, но это должна быть умная помощь, потому что, к сожалению, эксперты, которых выбирают для того, чтобы проводить экспертизу, не всегда компетентны, не всегда объективны и не всегда подходят с трезвой головой, чтобы дать оценку тому или иному проекту. Здесь, конечно, хочется больше публичности. Чтобы не где-то в кулуарах что-то решалось, а была какая-то публичная история и можно было обществом контролировать, что, как и для чего выдается и на каком основании. Примерно так же, как это, например, сегодня происходит с выдачей грантов «Фондом Кино» на создание фильмов. При этом, конечно, те презентации, которые делаются для «Фонда Кино» – это просто ужас, и с играми так не должно быть.
Подытоживая, хочу сказать, что в России мало крупных, сильных студий. Мало их создавать – их нужно поддерживать, без этого никак, и хоть кажется, что это что-то смешное, что-то непонятное, но игры являются очень важной частью жизни для большого количества граждан Российской Федерации, поэтому поддержка игровых студий является важнейшим фактором для выживания этих студий, потому что с инвестициями сейчас довольно сложно. Помощь государства может сыграть очень существенную роль».
Фото: Jens Krick / imago stock&people / globallookpress.com