Правительство России внесло в нижнюю палату парламента законопроект, который меняет порядок определения цены на нефть для налогообложения нефтекомпаний. При расчете налогов предлагают ставить нижним пределом цены стоимость нефти Brent, а не Urals. Как отразится на добывающих компаниях и нефтегазовых регионах, в частности, Югре – рассказал «ФедералПресс» независимый аналитик-экономист, руководитель уральской школы переговоров Константин Селянин:
«Раньше была привязка налога к цене нефти Urals. Российские власти получали цену от международного агентства Argus Media, которое отслеживает поставки из Роттердама и Сицилии – крупнейших перевалочных портов для нефти. Сейчас российская нефть туда не попадает. И в этом плане отвязка от нефти Urals к Brent логична.
Меняют базу для исчисления налогов. Смысл таков: если компании продают нефть со скидкой, причем она превышает минус 25 % от Brent, то с точки зрения уплаты налогов будет считаться, что они продали все равно по полной цене. Если они продают за 55 долларов и выше, то для них остается налогообложение то же самое, что и раньше. Сейчас цена Brent – 80 долларов США за баррель.
Нефтекомпании, которые и так-то продали дешево нефть, сейчас будут фактически платить больше, чем раньше в бюджет в виде акцизов, НДПИ и др. Это нонсенс. Это приведет к тому, что реальная прибыль снизится.
Эта мера должна стимулировать нефтяников продавать дороже, не давать скидок. Однако цена на нефть зависит не только от продавца, но и от покупателей, а они будут руководствоваться наличием ценового потолка 60 долларов за баррель.
Сейчас нефтяники терпят издержки из-за переориентирования на другие рынки (логистика поставок стала гораздо длиннее), необходимости страховать суда. Теперь их еще решили поддавить фактически дополнительным налогообложением, я бы сказал, что это штрафное налогообложение, по сути, штрафной механизм. Довольно странно выглядит, когда компанию, которая вынуждена продавать дешево свой продукт, еще за это и наказывают.
Понятно, почему государство это делает. У страны огромнейший дефицит бюджета. Если за год он был 3 трлн рублей, то только за январь – более 1 трлн. Эту дыру надо чем-то закрывать. Это можно сделать только несколькими способами: за счет заимствований (нам доступны только внутренние), увеличения налогов, печати новых денег и использования резерва. Государство идет по всем трем путям.
Последствия для Югры будут. Прибыль нефтяников резко снизится, они не смогут вкладывать в развитие добычи и новые месторождения. 80 % бюджета округа зависит от нефти и газа. Бюджет, который всегда был профицитным, в этом году рискует стать дефицитным, а это скажется на каждом жителе. Не думаю, что Югре будут помогать, потому что возможности федерального бюджета очень сомнительны».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин