В память о трагедии, случившейся в 1966 году в южноафриканском городе Шарпевиле, Генассамблея ООН утвердила 21 марта Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации, а 25 марта празднуется Международный день памяти жертв рабства и трансатлантической работорговли. Российский востоковед, доктор исторических наук, профессор и директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов рассказал, что такое колониализм и чем отличаются формы мышления у колонизаторских стран и России:
«Хотя система колониализма давным-давно исчезла, у многих народов сохраняется постколониальное мышление. Это проявляется прежде всего в особой манере поведения, когда мы считаем, что стандарты одних стран (поведения, обсуждения политических дел, переговоров и т. д.) выше, чем у других. И это приводит к перекосам в политике. То, что мы сегодня называем однополярностью и гегемонизмом – это отголоски этого колониального мышления.
Колониализм связан с тем, что одни страны пытаются удержать под собой все технологические достижения, при этом желая или не желая выдавать их другим странам. Очень интересно, как США, Нидерланды и ряд других стран заблокировали Россию и Китай от получения технологий по созданию микропроцессоров. Также отмечу, что сам по себе Китай никогда таких ограничений не вводил. Эта ситуация является абсолютным повторением событий 19 века.
На Западе долгое время говорили о раскрепощении сознания, что было правильным лозунгом. Но когда дело доходит до реальной конкуренции, которая идет не с точки зрения уменьшения налогообложения или создания особых условий, а с точки зрения запретов, как когда-то колонизаторы не передавали в ряд африканских и азиатских стран свои достижения, речи об этом лозунге уже не идет.
Парадокс в том, что Россия, будучи долгое время страной явно не азиатской культуры, никогда не вела себя как колонизатор, не колонизировала другие страны. Поэтому она была избавлена от колонизаторского мышления, хотя, конечно, находилась в общих трендах западной науки. Когда и царская Россия, и Советская Россия начала работать с африканскими и азиатскими странами, она передавала свои технологии, это касается и освоения Сибири, и Дальнего Востока. Примером может послужить взаимодействие в середине 20 века с Китаем и Индонезией, где мы с нуля подняли науку, с такими странами как Ангола, Алжир и Мозамбик, где мы в 60–70-е годы с нуля создали образование. Все это является серьезными отличиями в формах мышления между Россией и колонизаторскими странами».
Фото: Elsa A Bravo / via GlobalLookPress / globallookpress.com