Израильская армия (ЦАХАЛ) ввела дополнительные силы в сектор Газа. За ночь были убиты десятки участников палестинского движения ХАМАС. Обострение палестино-израильского конфликта началось в октябре. Группировка ХАМАС атаковала Израиль. С территории сектора Газа по Израилю выпустили порядка пяти тысяч ракет, а затем боевики начали наступление на территорию страны. Старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения, политологии и восточной философии ЧелГУ Виталий Унрау рассказал «ФедералПресс» об истории конфликта:
«Любой конфликт, в том числе политический, имеет много уровней проявления. Отсюда отношение к нему – это сложная оценка происходящих событий. Нельзя просто сказать: «Я поддерживаю такую или такую сторону», необходимо понимать степень вовлеченности в конфликтное взаимодействие разных игроков, а также необходимо видеть позиции, с которых можно все это оценить. К этому добавляется понимание, что любой реально наблюдаемый конфликт либо его «горячая стадия» требуют завершения, прежде чем можно будет понять, что же на самом деле произошло и к каким последствиям это может привести. Скорее всего, вопрос следует отложить до времени, когда все мотивы наблюдаемого нами противостояния и его последствия будут более очевидны, чем мы видим сейчас.
Палестино-израильский конфликт уходит своими корнями в прошлое, и ответ на вопрос следует искать именно в нем. В первую очередь, противостояние между двумя народами обусловлено их обоюдными историческими притязаниями на территорию Палестины. Во-вторых, государство Израиль с момента своего официального возникновения 14 мая 1948 года перманентно находится в состояния вооруженного противостояния с арабами. И это только две причины, которые лежат на поверхности. Если же углубиться в проблему, то здесь можно вспомнить и оккупацию Израилем большей части западного берега реки Иордан в 1967 году, после Шестидневной войны, получение контроля над Восточным Иерусалимом, постоянные вооруженные столкновения с палестинцами и т. д. Отношения между двумя народами усугублялись расколом в среде самих палестинцев и неоднозначным отношением к возможности пойти им на уступки некоторых представителей политических кругов Израиля. Здесь следует упомянуть Ясера Арафата, лидера Организации освобождения Палестины, где большинство составляли члены Движения за национальное освобождение Палестины (ФАТХ). Именно ему принадлежит инициатива сближения с государством Израиль, и именно он становится первым президентом Палестины в 1996 году. Однако, несмотря на положительные сдвиги в отношениях между двумя народами в конце ХХ столетия, Ясеру Арафату не удалось решить проблемы с Израилем, например, с такой организацией, как ХАМАС, возникшей в 1987–1988 годах и поставившей перед собой цель – создать государство на всей территории подмандатной Палестины. К этому следует добавить усугубление отношений после захвата этой организацией власти в секторе Газа в 2007 году и начала регулярных ракетных обстрелов территории Израиля. Одним словом, палестино-израильский конфликт – не просто столкновение интересов двух народов, это целый клубок исторических, политических и, конечно же, культурных противоречий, которые подогревают противостояние, фактически делая его постоянно непрекращающимся.
Если говорить о палестино-израильском конфликте в контексте истории, то его реальное урегулирование весьма сложно, если вообще на сегодня возможно. Пока нет достаточных условий для этого ни с одной, ни с другой конфликтующей стороны. Однако если речь идет о возникшем противостоянии, которое мы сейчас наблюдаем в «режиме реального времени», то здесь можно осторожно предположить, что урегулирование возможно, если под ним подразумевается прекращение огня и возникновение диалога между представителями государства Израиль и движения ХАМАС. Правда, для этого требуется политическая воля обеих сторон, а здесь пока мы ничего спрогнозировать не можем. Все находится в подвешенном состоянии, идет весьма воинственная риторика, боевое столкновение не прекратилось. Думаю, нам нужно подождать, чтобы была какая-то ясность, позволившая нам сделать более уверенные предположения».
Фото: ФедералПресс / Анастасия Алимпиева
Конфликт на Ближнем Востоке