В России тысячелетиями существовало подобострастное отношение ко всему, что приходит с Запада. Но именно сейчас, с началом СВО, российская культура начала меняться, и мы перестали подражать Западу в его желании поставить все с ног на голову, заявила политконсультант и эксперт по коммуникациям Алена Август. О том, какие существуют положительные изменения в культуре и в чем ее самобытность, читайте в экспертном мнении собеседника «ФедералПресс»:
«Сложно говорить о полном отсутствии западного влияния, но, так или иначе, мир максимально открыт. Спасибо за это интернету, ему же за это не спасибо, потому что все что хочешь, ты там можешь найти, что не хочешь – тебе тоже прилетит. Тем не менее радует, что СВО при всех тех испытаниях, которые она приносит стране, и при всем том, что мы надеемся на победу в ближайшее время, тем не менее именно СВО дала возможность нам по-новому оценить, как мы жили предыдущие много лет.
Наверное, тысячелетиями в России существовало это подобострастное отношение ко всему, что приходит к нам с Запада. Можно вспомнить еще Петра I – великого реформатора, его стремление брить бороды, внести все европейское. Можно вспомнить времена, когда в салонах знатных вельмож разговаривали только по-французски. Это подобострастное отношение к Западу, что там что-то лучше и круче, чем у нас, – оно в том числе распространялось и на культуру. Сейчас, когда мы попали в турбулентный период переоценки ценностей, период самоопределения, период переоценки для каждого, в том числе для тех, кто работает в культурном и творческом направлениях, мы наконец-то видим, что это самосознание идет. Эта оценка, насколько наше искусство связано со своими корнями: историческими и культурными.
Здорово, что появилось огромное количество возможностей. Надо отдать должное президентскому Фонду культурных инициатив, который всячески поддерживает ростки всего нового, опирающегося на нашу российскую культуру и историю. Множество конкурсов, где могут проявить себя молодые российские писатели и поэты. Поэзия, вообще, снова показывает, что это всегда искусство сложных времен, когда люди чувствуют созвучность друг с другом. Людям нужно выразить свои чувства, люди их всячески поддерживают. Есть поэтические вечера, которые не так давно начались, на них сложно попасть, люди стоят на улицах и слушают то, что происходит в здании. И это на самом деле круто! Когда-то такое было в Политехническом музее.
Как же стала развиваться российская культура? Перестали подражать Западу в его, не хочется говорить, тлетворном влиянии, все-таки я бы это слово закавычила, а в его стремлении поставить все с ног на голову. Преклонение перед ЛГБТ* и введение их в любой культурный контекст, как обязательное составляющее, – это чисто западное. Когда в каждом кино должны быть люди с нетрадиционной ориентацией. Наконец-то многим стало понятно, зачем была введена эта мода. Раньше об этом задумывались только самые думающие.
Появились прекрасные российские фильмы. Тут первая пальма уходит ИРИ (Институт развития Интернета). Он старательно поддерживает создание российского контента, и порой это вещи, которые широко обсуждаются, причем с разными оценками. Взять то же «Слово пацана», до этого был прекрасный сериал «Трудные подростки». Это все попытки найти свое новое звучание, попытки осмыслить то, что происходит с нами сейчас, и то, что происходило с нами в предыдущие периоды истории.
Российская культура – это культура самобытная и ценностная, крайне важно, что ценность российской культуры – это и наш уникальный психологический театр, где важны не костюмы, не обустройство сцены, а переживания и взаимоотношения, где за каждым героем ты можешь увидеть себя. Это и наше российское кино, которое тоже глубокое, в котором даже за юмористическим сюжетом прячутся большие смыслы. Это российская литература, в которой тоже глубокие герои, пласты смыслов, где не просто упражнение, сколько красивых слов ты можешь написать, а именно соревнование смыслов.
Как кажется, вроде бы мы поворачиваемся в сторону познания себя, познания российской культуры, современной ее интерпретации, без оглядки на Запад. Это возвращение к себе, но в многоголосии, когда есть возможность продвигаться и уже состоявшимся произведениям – не зря все новогодние передачи для массового зрителя были основаны на старых, уже заслуженных российский комедиях, фильмах. Это неспроста, этот тот культурный контекст, который может объединить поколения. Очень много появляется нового. Хочется верить, что оно будет развиваться и что именно это многоголосие поможет поколениям, каждому по-своему, но всем вместе с абсолютно уважительным отношением к российской культуре переосознать и переосмыслить, что же происходит у нас сейчас. Мы живем в период больших изменений, и именно культурный контекст помогает осознать их смысл».
*ПРИЗНАНА В РФ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ЗАПРЕЩЕНА НА ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ
Фото: unsplash.com
Эксклюзивы «ФедералПресс»