Смена руководства Роскосмоса может быть связана с изменением парадигмы работы госкорпорации. Если при Юрии Борисове Роскосмос был больше ориентирован на военную сферу, то Дмитрий Баканов может уделить внимание спутниковой связи, считает президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков. Он полагает, что теперь госкорпорация избавится от влияние других структур и будет более бизнес-ориентированной:
«Еще со времен Рогозина Роскосмос позиционировался как структура, призванная показать технологическое лидерство России в мире. При Борисове госкорпорация перекочевала исключительно в военную сферу: изготовление ракет, которые должны были показать лидерство российских вооруженных сил.
В основном что при Рогозине, что при Борисове [успехи] достигались средствами пропаганды, а не столько успехами в самой отрасли.
Очередная смена руководства госкорпорации может принести смену парадигмы: от чисто военной истории к совмещению технологической экспансии и военного дела.
Нового главу Роскосмоса Дмитрия Баканова сранивают с Илоном Маском: человек изначально занимался системой, схожей со Starlink (Баканов возглавлял компанию «Гонец», которая занималась спутниковой связью. – Прим. Ред.).
Может быть, больше внимания будет уделено не столько ракетам, сколько спутникам и спутниковой группировке. То есть тем сферам, где Россия в последнее время испытывала определенные трудности. Плюс некое омоложение кадров, замена команд, потому что Юрия Борисова связывали с разными группами влияния. Новый глава Роскосмоса более дистанцирован от тех, кто связан с бюджетированием отрасли.
Есть основания полагать, что теперь госкорпорация не будет под чьим-то влиянием, а станет более независимой и более бизнес-ориентированной, нацеленной на эффективную работу. Не станет ориентироваться, что если мы какую-то новую ракету не выпустим, то пострадает кто-то из элиты, поэтому всеми силами давайте бросимся на один участок, чтобы обеспечить кому-то карьерный рост.
Сейчас, возможно, будут оценивать, какие в отрасли есть проблемы, какие нужны пути для их решения, сколько нужно финансирования и так далее. Будут планомерно к этому двигаться, реализуя реальные задачи, а не занимаясь шапкозакидательством.
Юрий Борисов может занять схожую по значимости должность, так называемый горизонтальный разгон, но структура, к которой его можно отнести, – посмотрим, что это будет. Может быть он перейдет в Минобороны. Хотя Борисов скорее работал с технологиями и он может продолжить карьеру в структурах, которые занимаются технологическим развитием.
Если не будет никаких претензий к нему, поскольку в последнее время, как только люди уходят с должностей, начинаются какие-то проверки. Сразу возникает вопрос: будут ли к бывшему руководству вопросы или нет?».
Фото: из фотобанка Фонда Росконгресс photo.roscongress.org / Сергей Кулаков

Эксклюзивы «ФедералПресс»