Госдума РФ приняла в третьем чтении закон о штрафах за поиск в Сети экстремистских материалов, получение доступа к ним и рекламу VPN. Почему появление таких законов назрело, рассказал «ФедералПресс» председатель исполкома Ханты-Мансийского регионального отделения Ассоциации юристов России, руководитель высшей школы права ЮГУ Станислав Розенко:
«Установление ответственности за намеренный поиск экстремистских материалов и рекламу VPN вызвало внутри нашего общества и среди политических партий различные отклики, но это нормально. Государство и общество пытаются найти меры воздействия на определенную прослойку людей, которые, так скажем, склоняются к экстремистской деятельности. Традиционные формы профилактики экстремизма в этом случае не срабатывают.
Дело в том, что простых решений для предотвращения распространения различных деструктивных идеологий нет. Мы не можем приставить к каждому человеку контролера, который будет наблюдать за ним.
Пока это первая проба сил, государство пытается ограничения поставить. К сожалению, мы наблюдаем с определенной регулярностью появление людей, которые совершают диверсии и террористические акции (в Тюменской области только за последние полтора года возбуждено 11 уголовных дел по статьям «Диверсия» и «Террористический акт», задержаны 18 человек. – Прим. ред.). Но это ведь только верхушка айсберга. По сути, проблема в том, что формируется слой людей, которые интересуются экстремистской идеологией. С одной стороны, не реагировать мы на это не можем, поскольку уже четвертый год идет специальная военная операция, действуют иноагенты и так далее.
С другой стороны, здесь работать надо точечно. Почему? У нас есть соответствующая статья Конституции РФ, которая говорит о свободе получения информации. Различные представители общественности задают вопросы: не будет ли здесь злоупотреблений, например, в случае, когда человек ошибся и случайно попал на запрещенный сайт. В режиме правоприменительной практики эти вопросы будут решаться.
Сразу нужно сказать следующее: мы живем в условиях, когда VPN находится в свободном доступе, поэтому здесь надо воздействовать с разных сторон. VPN мы все равно не запретим, но можем пойти по пути Китая и формировать свой сегмент Интернета.
В конце хочу отметить, что РФ действует крайне осторожно и выборочно, а данный законопроект в принципе назрел. Государство пытается реагировать на угрозу».
Фото: ФедералПресс / Антон Федулов


