Top.Mail.Ru
Политика
Томская область
0

Сергей Ильиных: Президентская «сотня» наступает на всех фронтах

Уходящий год для Томской области, как и для других регионов России, стал непростым. В разгар кризиса в апреле 2009 года на «передовую» линию в качестве первого вице-губернатора региона был выдвинут 34-летний Сергей Ильиных. Это назначение Виктор Кресс сделал через месяц после включения молодого управленца в список кадрового резерва Президента России Дмитрия Медведева. Сергей Ильиных в эксклюзивном интервью для экспертного канала «ФедералПресс» прокомментировал итоги года.

Уходящий год для Томской области, как и для других регионов России, стал непростым. В разгар кризиса в апреле 2009 года на «передовую» линию в качестве первого вице-губернатора региона был выдвинут 34-летний Сергей Ильиных. Это назначение Виктор Кресс сделал через месяц после включения молодого управленца в список кадрового резерва Президента России Дмитрия Медведева. Сергей Ильиных в эксклюзивном интервью для экспертного канала «ФедералПресс» прокомментировал итоги года.

– В декабре администрация Президента РФ обнародовала список из 500 человек, попавших в кадровый резерв. Почему в него не включили вас?

– Первым кадровым проектом Президента была «сотня», куда я вошел. В своем декабрьском интервью российский телеканалам Дмитрий Анатольевич Медведев упоминал о том, что 28 человек из этого кадрового резерва уже получили различные назначения. Естественно, я в новый список не был включен, потому что остаюсь резервистом первой президентской «сотни». Представитель Томской области в новой «тысяче» есть – это Николай Холодов, главный федеральный инспектор в Томской области.

– Возможно ли попадание в «тысячу» других томичей, ведь вторая часть списка пока не обнародована?

– Думаю, да. Наш регион и особенно университетский город Томск – это традиционная «кузница кадров» федерального уровня.

– Список президентской «сотни» был опубликован в марте. Что изменилось для вас с этого времени?

– Чаще стал вспоминать историю с бароном Мюнхгаузеном, который вытаскивал себя из болота вместе с конем за собственные волосы. Понимаю, что надо еще больше работать в части самосовершенствования, прежде всего, в профессиональном смысле, в решении тех задач, которые мне доверил Виктор Кресс после назначения на должность первого вице-губернатора. На бытовом уровне – теперь домой прихожу только поспать, да и то не столько времени, сколько хотелось, чтобы отдохнуть.

– Это собственные ощущения, а внешние факторы?

– Было несколько контактов с предложениями о работе в других регионах страны. Меня включили в состав рабочей группы комиссии при президенте РФ по модернизации экономики страны – по направлению медицинской техники и фармацевтики. Благодаря этому удалось включить в реестр поддерживаемых правительством РФ проект томской компании «Френсис Медикал», продукция которой по многим техническим характеристикам превосходит западные образцы. Это поможет ей выйти на рынок медицинской техники и занять там достойные позиции. Надеюсь помочь еще не одному предприятию Томской области.

– Ситуация с футбольным клубом «Томь» вышла за рамки региона и обсуждается на федеральном уровне. Недавно кураторство команды от спикера Думы Томской области Бориса Мальцева перешло к вам. Как вы относитесь к этой роли?

– Какого-то специального поручения губернатор мне не давал, потому что, руководя социальным блоком, в том числе, я отвечаю и за спорт. Вопросами клуба я плотно занимался и раньше. Клуб – не простой организм и не простой проект для Томской области, который требует значительных ресурсов и постоянных усилий по их привлечению. Благодаря участию премьер-министра Владимира Путина в 2009 году, его обращению к спонсорам, нам удалось привлечь серьезные ресурсы, и мы надеемся, что сотрудничество со спонсорами продолжится в 2010 году. Еще одним позитивным фактором считаю приход в клуб Валерия Непомнящего, этого скромного, но одновременно крайне профессионального тренера, который сыграл ключевую роль в позиционировании команды в турнирной таблице в 2009 году. Большая удача для Томской области и для томского футбола и то, что он подписал с нами новый контракт. Об этом я сказал лично Валерию Непомнящему при нашей недавней встрече.

– Понятно, что переговоры со спонсорами будут достаточно сложными…

– Поскольку договоренности с компаниями были достигнуты в ходе встречи с премьер-министром России Путиным, то и в 2010 году этот вопрос будет обсуждаться на уровне правительства. На той ключевой встрече, в июле 2009 года, Владимир Владимирович потребовал сохранения команды в премьер-лиге. Задача выполнена, да и место в турнире занято вполне достойное для того, чтобы мы могли без стыда, не опуская глаз, просить правительство России о поддержке и в 2010 году. Губернатор обратился с письмом к вице-премьеру Игорю Сечину с предложением о продолжении этого партнерства. В январе возможна встреча с ним. Так или иначе, мы узнаем о позиции правительства по продолжению партнерских отношений между спонсорами и нашей командой.

– Кстати, о партнерстве. Говорят, что приход Сергея Ильиных во власть, в политику состоялся при поддержке Сибирской аграрной группы…

– Я учился в 12-й школе города Томска и, закончив с отличием восемь классов, в 1990 году поступил в Томский гуманитарный лицей, попал в первый набор, а затем и в первый выпуск. Получив элитное образование, все мы поступили в вузы, а большинство ребят из нашего класса – на экономический факультет ТГУ. Так вот, Сибирская аграрная группа родилась из того самого класса. Андрей Тютюшев, Тимур Хисматуллин (гендиректор и первый заместитель гендиректора ЗАО «Аграрная группа» – прим. «ФедералПресс») – мои одноклассники из гуманитарного лицея. Вполне естественно, что у нас самые теплые отношения. Считаю не недостатком, а наоборот достоинством быть частью той команды, которая сложилась в лицее. Что касается движения во власть, оно началось с выборов на пост главы Асиновского района, где Сибирская аграрная группа – ведущий субъект экономики, и потому отношение к ней там особое. Компания поддержала меня, избиратели сделали свой выбор. И до моего вступления в должность и после ничего «лишнего» во взаимоотношениях между районом и компанией не было. Так что, мне стесняться нечего.

– У губернатора сейчас два первых заместителя, Оксана Козловская и вы. Одинаковый статус предполагает конкуренцию, пересечение интересов по распределению средств. Бывают конфликты или споры?

– Мы разведены по двум основным блокам. Оксана Витальевна занимается экономикой, развитием региона, я – социально-политическим блоком. Вопросы и споры, куда направить ресурсы и как их поделить, всегда будут. Что и происходит в Думе Томской области, последний раз депутаты спорили, что важнее: образование или здравоохранение. Это надо было слышать… С Козловской нам удается находить компромиссные решения. Очень ценю наши взаимоотношения и убежден, что с Оксаной Витальевной мы всегда будем работать как часть единой команды губернатора. Наше сотрудничество началось давно. В администрацию Томской области я пришел из Асиновского района по приглашению губернатора. В статусе главы района часто виделся с Оксаной Витальевной, и она всегда находила возможность помочь, дать совет по вопросам программы социально-экономического развития района, нам даже удалось открыть Асиновский бизнес-инкубатор. Консультировала по самым разным вопросам государственного и муниципального управления, которые напрямую ее предмета деятельности не касались. Ее помощь была неоценима, я ей очень благодарен за это.

И еще хочу сказать – я не племянник Козловской, и родственных отношений с ней не имеется. Так и запишите.

– Вы существенно омолодили кадровый состав социального блока администрации Томской области…

– Омоложение – не дань моде, а естественный процесс, которого нам не избежать. В некоторых муниципальных образованиях, в основном, работают люди пенсионного возраста. И в областной администрации я могу назвать много людей, которые несут такой опыт и профессионализм, который на сегодняшний день заменить никто не сможет. Тех людей, кто придет им на смену, пока в принципе нет – никаких: ни плохих, ни хороших, ни молодых, ни старых. Глубоко убежден, что советская система подготовки кадров, когда «молодого бойца» направляли в район, где он становился человеком, способным возглавить отрасль, модель, которая работала и работала неплохо. Потом ее благополучно угрохали, стало модным работать в бизнесе, экономистом, адвокатом, юристом, банкиром… А про кадры для государственного и муниципального управления все как-то дружно забыли. Сейчас мы эту систему восстанавливаем. Кроме кадрового резерва президента, есть и региональный кадровый резерв. Я сторонник разумного баланса, в котором вижу залог устойчивого функционирования системы управления.

– Насколько серьезна была ситуация с гриппом? В Томске не преувеличили ее опасность?

– Очень серьезная! Динамика развития эпидемии была бешеная. Томская область превысила эпидпороги почти втрое, и вдвое относительно стандартных эпидподъемов по гриппу. Ведь ресурс здравоохранения рассчитан на определенное количество заболевших. А когда в регионе с миллионом населения болело одновременно 25 тысяч человек, были сметены все лекарства. Тами-флю мы привозили коробками, их встречали у самолета, затем эти таблетки в часы развозились по всей Томской области, адресно, каждому пациенту. На пике эпидемии одновременно в стационарах региона находилось до 1200 человек с гриппом. Нами были приняты беспрецедентные меры – тысячекоечный стационар областной клинической больницы наполовину был перепрофилирован под инфекционное отделение. Мы понимали, что пока не переболеет значительная доля населения, выработав относительный иммунитет, эпидемия на спад не пойдет. Необходимо было срочно так выстроить профилактику, чтобы число одновременно болеющих не превысило ресурсы по их лечению.

– Скептики нынешнюю эпидемию гриппа трактовали как некую пиар-кампанию, утверждая, что ничего особенного в ней нет.

– Штамм свиного гриппа принципиально отличается от штамма сезонного гриппа, а академик Малеев, который с комиссией минздрава по нашей просьбе прибыл в Томск для оказания методической помощи, все это в теории разложил нам на слайдах. Свиной грипп отличается зачастую молниеносным течением заболевания и осложнением на легких пациента. И в областной администрации было море скептиков на этот счет, им я предлагал съездить в реанимацию, посмотреть, что там творится. Когда на аппаратных совещаниях предлагалось надеть маски, многие улыбались. А затем руководителя одного из департаментов увезли по «скорой» сразу после совещания в состоянии, близком к тяжелому. У нас есть пациенты, которые были госпитализированы в начале эпидемии и до сих пор находятся на искусственной вентиляции легких.

Право каждого выбирать: защищаться или не защищаться, лечиться или не лечиться. Но власть обязана довести до сознания людей реальный уровень опасности. И в той ситуации мы этот долг власти, насколько смогли, выполнили. А когда во время эпидемии меня упрекали в перегибах по профилактическим мерам, я вспоминал рассказ своего деда, который слышал от него в детстве. Дед был начальником цеха на ГРЭС-2, уборщица взяла за правило открывать дверцу электрического щита и вывешивать на ней для сушки свои тряпки. Он делал замечания, а затем сказал, что ее придется уволить за несоблюдение техники безопасности. На что та ответила: «Вы, товарищ, не понимаете, электричество, оно знает, кого убивать». Такая вот пресловутая «народная мудрость»…

– 2009 год был тяжелым для всей страны и для региона, как будет в 2010-м?

– В 2009 году все сферы жизни находились под влиянием кризиса. В целом, социально-экономическую ситуацию удалось удержать. Во многом благодаря тому, что губернатор в оперативном режиме лично отслеживал состояние занятости, вопросы выплаты заработной платы, поддержки ключевых предприятий и так далее. Если бы эти антикризисные мероприятия не проводились, сегодня мы бы имели гораздо худшую ситуацию по задержкам выплаты зарплаты, по банкротствам ключевых предприятий. Главное достижение 2009 года – мы удержали ситуацию, не смотря ни на что. В 2010 году также непростой бюджет, в котором практически отсутствует развитие: инвестиции в инфраструктуру, на поддержку экономики, реализацию ключевых проектов развития, строительство новых объектов. Тем не менее, принят ряд ключевых решений по сохранению социальных обязательств на прежнем уровне. Да, нам не удалось проиндексировать выплаты, но ни одной из них не приостановлено, сокращено или ликвидировано, все они в том же объеме будут выплачиваться. В 2009 году не было задержек по зарплате бюджетникам, на 2010-й мы сохранили тот же фонд оплаты труда, часть которого передали в фонд стимулирования. Ключевыми задачами станет модернизация экономики, энергоэффективность и энергосбережение. При модернизации бюджетной сферы изменения коснутся неэффективных расходов, системы оценки и мотивации персонала. Сложности будут в переводе мер социальной поддержки в денежную форму. Кроме того, нам предстоит избрать 12 глав муниципальных образований, депутатов 20 дум, ключевые из которых – выборы в Думы города Томска и ЗАТО Северск. В январе население Томской области услышит послание губернатора, которое станет сводом задач, в первую очередь, для нас, команды Виктора Кресса, всех органов управления.

– Накануне Нового года хотелось бы больше оптимизма.

– Я всегда стараюсь быть оптимистом. В 2009 году мы преодолели «демографические ножницы», получив положительный баланс по рождаемости-смертности. И в новом году, прежде всего, хочу пожелать всем счастья в доме и в семье. Когда в «тылах» все хорошо, тогда и «на фронтах» будет все в порядке.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.