Top.Mail.Ru
Политика
Москва
2

«Ископаемые лозунги и хоругви со Сталиным вызывают желание покрутить у виска»

У одного из самых опытных российских политиков, Григория Явлинского, есть реальный шанс пройти в Госдуму. Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков уверен, что это возможно при соблюдении ряда условий. Вместе с тем у одного из думских тяжеловесов, лидера ЛДПР Владимира Жириновского, шансы собрать большую фракцию будут таять с каждым днем. Как, впрочем, и у некоторых его оппонентов. В чем ошиблись лидеры ведущих политических партий – в интервью на «ФедералПресс».

Валерий Алексеевич, до выборов остается совсем немного – всего месяц. Чем примечательна эта кампания, какие знаковые события вы бы отметили?

Знаковым можно считать то, что нет такого жесткого прессинга, какой был в 2011 году, когда партии и кандидатов снимали с выборов без особых юридических оснований. Единственная партия, которую можно в какой-то степени считать пострадавшей, – это Российская партия пенсионеров, у которой поснимали кандидатов. Но не думаю, что это политическая предвзятость. То есть [глава ЦИК России] Элла Александровна Панфилова достаточно четко пытается отследить сам процесс на начальной стадии: честные выборы, с точки зрения Панфиловой и любого нормального человека, – это не когда считают в день голосования, а сам процесс, начиная с выдвижения, регистрации и агитации. Пока претензий к ЦИКу особо не наблюдается.

В отношении Панфиловой, на самом деле, высказывалось много сомнений, когда ее назначали.

Но для меня ее позиция – не неожиданность. Я ожидал, что Панфиловой будет очень тяжело, поскольку структура избирательных комиссий формировалась не при ней. Но она с самого действовала довольно жестко, достаточно вспомнить ситуацию в Подмосковной Барвихе. Поэтому пока предъявить претензии к ЦИКу весьма сложно. Хотя, повторюсь, Панфиловой тяжело, поскольку внизу сопротивление очень сильное. Желающих любой ценой продвинуть своих кандидатов более чем достаточно. Это местные власти, которые давят на свои избиркомы, а те пытаются исполнять. Здесь Панфилова пошла по правильному пути: она получает информацию из разных источников.

Социологи традиционно представляют промежуточные рейтинги партий. Как вы оцениваете их?

Есть обстоятельство, на которое я обратил бы особое внимание: это повторяется постоянно, когда рейтинги партий до начала избирательной кампании одни, а потом они меняются, причем существенно, по итогам голосования. Это касается Жириновского и «Справедливой России», в частности. Тенденция может проявиться и на этот раз. На начальном этапе ЛДПР, как правило, дает высокие оценки по итогам социологических опросов, в то время как справедливороссы показывают меньше. По итогам получается снижение у ЛДПР и достаточно высокий рост у [лидера эсеров] Сергея Миронова и «Справедливой России». Эта тенденция, думаю, сохранится, и «Справедливая Россия» может рассчитывать на третье место. Это не просто случайность, это тенденция, когда Миронов и его партия к концу кампании начинают набирать обороты.

Исключение из партии знаковых людей не снизит рейтинг эсеров?

Ошибки у них были, и удаление из партии Оксаны Дмитриевой и ряда других электорально весьма значимых кандидатов не пошло на пользу. Но Миронову удалось разрулить несколько округов – один из них в Москве, где идет Галина Хованская, второй – в Питере, где идет Елена Драпеко. Плюс еще есть интересные с точки зрения сбора голосов люди, которые на региональном уровне тоже могут сделать электоральную добавку. Чего нет у Жириновского? У него нет людей, которые могли бы рассматриваться как носители электората: весь электорат ЛДПР – это личные успехи и неуспехи Жириновского. Он начинает, как правило, раннюю кампанию, ведет ее, а к концу кампании он то ли выдыхается, то ли избирателям начинает надоедать – отсюда и снижение рейтинга.

А что думаете по поводу несистемной оппозиции?

Среди несистемных партий складывается достаточно любопытная борьба. Появление Партии роста. С одной стороны, Титов на начальном этапе не скрывал, что Кремль согласился, одобрил идею создания партии, с другой стороны, в ее состав вошли электоральные люди – такие, как Ирина Хакамада, Иван Стариков и еще ряд людей, которые могут в сумме получить если не пять, то три процента.

В «Яблоке» тоже были любопытные процессы. Пожалуй, впервые партия смогла собрать потенциально проходных кандидатов, хотя хотелось бы, чтобы они взяли людей Навального, поэтому «Яблоко» может рассчитывать на 5 %.

На пять?

Да, на пять. Если глупостей не наделают за оставшееся время, то могут получить свое представительство в Думе.

Одна из неожиданностей – это полный провал «Парнаса» и развал конструкции, которая называлась демократической коалицией. Это уход [Ильи] Яшина, уход [Алексея] Навального и части его людей. Ошибки носят исключительно внутренний характер. В основном они, видимо, связаны с тем, что из [лидера «Парнаса» Михаила] Касьянова не выветрился чиновник. Он действует по-чиновничьи, ментальность такая. Они понаделали ошибок, пытаясь сохранить лидерство Касьянова любой ценой. Любая цена – это потеря союзников, что и произошло. Поэтому те достаточно оптимистичные прогнозы относительно «Парнаса» и демкоалиции в целом стали весьма призрачной перспективой.

Каким будет, на ваш взгляд, последний месяц до выборов?

Думаю, стоит ожидать сюрпризов – целый месяц впереди. Месяц – это очень много для избирательной кампании. Здесь основную роль будет играть то, какая партия избрала более четкую стратегию. Стратегия «Единой России» меня пока не впечатляет. Опять ремикс из того, что было: 12 пунктов Путина, «большинство не ошибается» – какие-то ископаемые лозунги. Сейчас не XIX век. И даже не начало ХХ. Какое «большинство не ошибается»?! Ну были у нас большевики, и что? Завели в тупик, из которого до сих пор выбраться не можем. Не впечатляет. Опять-таки попытка ухватиться за популярнейшего лидера нашей страны. Чего вы его хватаете? Вы сами тогда просто не представляете собой партию. Вы партия, которая подневольна, подконтрольна исполнительной власти. Это не характеризует партию как самостоятельную силу.

Коммунисты, на мой взгляд, понаделали глупостей со Сталиным, с портретами. Если они и дальше пойдут с этими хоругвями, это вызывает желание покрутить пальцем у виска. Поэтому все будет зависеть от того, поймут они свои ошибки или будут рваться получить долгожданные мандаты.

Посмотрим, как пройдут дебаты, будет ли в них участвовать Медведев, насколько он будет способен на это. Если нет, я думаю, на Западе сказали бы: «Зачем ты, парень, записался в лидеры? Раз ты лидер – иди и дискутируй, доказывай избирателям». Если это опять будет страусовая политика, они получат соответствующий результат. В общем, повороты могут быть любые.

 

Фото с сайта newizv.ru

Сюжет по этой теме
25 июня 2017, 09:30

Выборы-2017

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.