Олег Глызин был назначен министром спорта Пермского края в начале года. При нем министерство пережило кадровую перезагрузку, а весь региональный спорт – смену правил бюджетного финансирования и отчетности. Процесс был непростой, часто сопровождался недопониманием, но новый формат взаимодействия минспорта с профессиональными клубами и федерациями был выстроен. Как его видит министр – в интервью с Олегом Глызиным.
– Система взаимодействия с профессиональными клубами (ФК «Амкар», ХК «Молот-Прикамье», БК «Парма», ГК «Пермские медведи», ВК «Прикамье», ЖФК «Звезда-2005» – прим. ред.) выстроена давно и всем понятна. Она представляет собой финансирование в пропорциях 50 на 50. Половина бюджета каждого клуба формируется краевыми деньгами, другую половину – из внебюджетных источников – формируют сами клубы за счет своих доходов, спонсорских средств и т.п. Эта схема достаточно эффективна и не вызывала вопросов со стороны клубов. Но сейчас меняются федеральные тренды, новый вектор – клубы должны зарабатывать сами. Ежегодно мы будем постепенно (давая возможность адаптироваться к новым условиям и научиться зарабатывать) на 5 % уменьшать бюджетное участие в финансировании клубов. В 2017 году край выделил им 381 млн рублей, в 2018 году эта сумма уменьшится до 362 млн рублей.
– Некоторые клубы и без пятипроцентного сокращения не могу свести концы с концами. Волейбольное «Прикамье» уже несколько раз взывало о помощи. Хоккейный «Молот-Прикамье» на своем сайте размещал просьбу помочь найти спонсора.
– Нет задачи угробить профессиональные клубы, это – визитная карточка Прикамья, они занимаю важную нишу и могут служить флагманом, вершиной пирамиды развития своего вида спорта в регионе. Но клубы привыкли не только получать краевые средства, но и видеть в краевых властях того, кто приведет к ним спонсора. Фактически на региональных властях лежала ответственность за формирование всего бюджета спортклубов. Здесь тоже был предусмотрен переходный период, клубам предложен вариант, при котором из 50 % «внебюджета» они сами формируют половину, а мы помогаем им с другой половиной. Но есть важный нюанс, краевые власти не должны быть инициаторами, первый шаг должен быть за клубами, а мы подключимся в процессе переговоров. Менеджмент спортклубов должен засучить рукава и обойти все крупные компании региона. Часть клубов нашим предложением воспользовалась, часть по-прежнему стоит на позиции, что «внебюджет» должен полностью быть зоной ответственности минспорта. Что касается «Прикамья», этот клуб замечателен тем, что он почти на сто процентов сформирован из своих воспитанников. Для «Прикамья» могут наступить печальные дни, но это повод менеджменту и руководству клуба самим проявить активность.
– У стадионов то же не все хорошо с доходами. Не так давно край взял в аренду УДС «Молот», на котором играют «Молот-Прикамье» и «Парма».
– Благодаря этому мы не потеряли и не потеряем единственную площадку, пригодную для проведения крупных мероприятий. В первые день-два при передаче объекта были сложности, но они урегулированы. Максимум персонала осталось работать в УДС, кто хотел уйти – ушел, часть была устроена на работу собственником стадиона «Мотовилихинскими заводами». Конечно, подход к формированию арендной платы для клубов, которые здесь играют, будет изменен. Ранее на стадионе отключали электричество за неуплату, не раз приходилось накануне игр в ручном режиме решать с поставщиками ресурсов проблему долгов. Мы такие риски хотим исключить, платить своевременно, поэтому сумма аренды для клубов может измениться, но она не превысит общегородских показателей. Мы придем к тем цифрам, которые устроят всех. Для нас, помимо обеспечения своевременности коммунальных платежей, важно, чтобы время использования ледовой арены было максимально большим. Как видите, наши задачи исключают выкручивание рук спортклубам завышением арендной платы. Наоборот, чем больше клубов и арендаторов – тем лучше.
– УДС «Молот» устарел не только морально, его состояние оставляет желать лучшего. Стадион будет ремонтироваться или есть вариант его сноса и постройки нового спортобъекта?
– «Молот» находится в запущенном состоянии, но не все так плохо. Сейчас важно устранить замечания, касающиеся норм антитеррористической и пожарной безопасности. Сносить стадион – удовольствие слишком дорогое, а вот вариант с реконструкцией имеет смысл обсудить.
– Сроки сдачи в эксплуатацию манежа «Пермь Великая» неприлично затянулись. В ваш адрес было направлено немало критических замечаний.
– Мы все были заинтересованы в скорейшей сдаче объекта, чтобы там могли тренироваться и дети, и спортклубы. Вчера был полностью собран пакет документов и передан в администрацию Перми. В нем учтены все замечания и пожелания, которые были высказаны городскими властями. В итоге соответствующие документы были подписаны департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми. В ближайшее время манеж «Пермь Великая» откроет свои двери для юных футболистов.
– Спортивный комплекс «Олимпия-Пермь» требует от «Амкара» и «Молота-Прикамье» возврата займов на общую сумму в 90 млн рублей. Минспорта занял нейтральную позицию. Может быть, вы готовы сменить ее на более активную, чтобы помочь выйти на досудебное разрешение финансового конфликта?
– Это не относится напрямую к компетенции краевого минспорта, это – вопрос к краевому минимущества, которое владеет контрольным пакетом «Олимпии». Минспорта занимает исключительно правовую позицию, клубы должны самостоятельно найти выход из создавшегося положения. Предваряя ваш вопрос о возможности существования ранее достигнутых договоренностей, скажу, что за предыдущие года министерству спорта предъявлены 5 с лишним миллиардов ненормативных расходов. Мы приводим все в соответствие с законом и работаем исключительно в рамках правого поля.
– Некоторым федерациям оказалось непросто адаптироваться к новому формату финансирования их деятельности. Федераций в регионе порядка ста, имеет ли смысл поддерживать всех?
– К любым видам спорта министерство относится с уважением. Но 103 федерации – действительно многовато, причем часть из них фактически не работает. Что изменилось? Раньше минспорта возмещал федерациям понесенные ими затраты на проведение спортивных мероприятий. То есть им приходилось изыскивать средства, занимать, брать кредиты, потом получать деньги из бюджета и гасить долговые обязательства. С августа мы перешли на обеспечительное финансирование, выделяя средства в соответствии с заявленными календарными планами. Поначалу возникло недопонимание со стороны части федераций, которое сейчас снято. Федерации понимают, как им получить деньги. Все зависит от их менеджмента. Есть сильные федерации, у которых финансово все хорошо, есть юристы, бухгалтеры, а есть федерации, где эти функции в одном лице выполняет руководитель. Понятно, что с первого раза получить финансирование им было трудно. Из 72 поданных заявок была одобрена половина. Мы понимаем сложности, которые испытывают федерации, поэтому у другой половины есть второй шанс. Думаю, они справятся с этим. Уточню, нет задачи наполнить каждую федерацию деньгами, есть задача профинансировать их в соответствии с календарным планом.