Top.Mail.Ru
Экономика
Нижегородская область
1

«В Саров потока туристов не будет, он останется закрытым городом»

Саров для Нижегородской области – во многом город-первопроходец. Один из пилотных городов проекта «Умный город», первая в регионе территория опережающего развития, прорывные разработки. На вопросы «ФедералПресс» о технологиях, которые улучшают жизнь горожан, о проекте Большой Саров и создании туристического кластера ответил глава городской администрации, председатель ассоциации городов-ЗАТО атомной промышленности Алексей Голубев.

Алексей Викторович, 2018 год подходит к концу, давайте подведем его предварительные итоги. Чем жил Саров в этом году, какими проектами этот год запомнится?

– У нас сразу несколько существенных достижений: удалось открыть новые транспортные ворота – КПП-4 с выездом на дорогу «Саров – Кременки», решить застарелую проблему с тем, что суд и военкомат находятся в одном здании, и предоставить военным новое комфортное место работы. Также выиграли 100-миллионный грант в федеральном конкурсе, благодаря которому в следующем году обновим главное место отдыха горожан – парк культуры и отдыха имени Зернова и, конечно, сделали существенный рывок в продвижении системы «Умный Саров».

Какие технологии «Умного города» уже внедрены в Сарове, находятся на стадии тестирования?

– «Умный Саров» – это платформа, которая позволяет людям получать то, что они хотят без посредников с максимальным удобством. Сегодня в «Умном Сарове» уже более 25 слоев, которые разделены на две подгруппы: служебные, предназначенные для работы, и публичные – ими может воспользоваться любой желающий. В публичном сегменте особой популярностью пользуется слой «городские проблемы», где можно оставить сообщение почти по любому поводу: яма на дороге, несанкционированная торговля, неубранный мусор – любой непорядок, который может попасться на глаза. Эта информация мгновенно поступает в наш ситуационный центр, специалисты которого уже переправляют ее в нужную организацию для подготовки ответа, а ответ, в свою очередь, также размещается на нашей платформе. Сейчас найдены решения уже почти для 600 обращений, а еще более 100 находятся в работе.

Еще через «Умный Саров» жители могут в режиме онлайн следить за перемещением общественного транспорта, графиком уборки улиц или узнать всю необходимую информацию о работе своего депутата. В ближайшей разработке находятся слои, посвященные сфере культуры и спорта. Мы хотим сделать так, чтобы через «Умный Саров» можно было купить билет в театр или музей, уточнить, есть ли свободные места на дорожках в бассейне или насколько заполнен тренажерный зал.

В закрытых служебных слоях нам удалось добиться еще больших успехов: мы уже можем удаленно контролировать работу автомобилей наших коммунальных служб, следить за движением лифтов, контролировать наличие электричества в домах и учреждениях. Сразу несколько слоев разработано для служб, занимающихся предотвращением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций.

При этом нельзя сказать, что мы потратили на «Умный Саров» уж очень большие деньги, – наоборот, расходы наши совсем невелики, поскольку мы делаем все прямо здесь на месте, для себя, опираясь на своих разработчиков и при поддержке нашего главного инвестора – компании «Русатом Инфраструктурные решения».

Саров – еще и первая в Нижегородской области ТОСЭР. Расскажите, какие резиденты и с каким проектами уже разместились или заявились? Каковы перспективы развития, а что – сдерживает?

– Сегодня у нас есть один зарегистрированный резидент – это московская организация «Нейрика-Решение», которая занимается разработкой программного обеспечения. Работа над увеличением числа резидентов продолжается, интерес к ТОСЭР «Саров» проявляют и иногородние бизнесмены, и РФЯЦ-ВНИИЭФ, который готовит к размещению здесь ряд своих выделенных проектов.

Перед другими территориями опережающего социально-экономического развития у «Сарова» есть принципиальное преимущество – я говорю об огромной концентрации высококвалифицированных кадров технических специальностей. Что касается сдерживающих факторов, то одним из них, конечно, является статус закрытого административно-территориального образования. Но над этим вопросом мы также работаем. Например, сейчас рассматривается идея о присоединении к ТОСЭР «Саров» нашего технопарка, который находится за периметром. Кроме того, обсуждается формирование так называемой «Зоны Б» – то есть территории Сарова, не огороженной колючей проволокой. Согласно планам проектировщиков, новый жилой район может появиться за северными воротами нашего города, то есть за КПП-4.

В этом году на уровне госкорпорации «Росатом» серьезно и открыто заговорили о необходимости создания агломерации – Большого Сарова. Что будет представлять из себя эта агломерация?

– В данном случае употребление слова «агломерация» не совсем верно. Большой Саров вернее назвать инфраструктурным проектом, у которого есть две части. Первая часть – это формирование гостиничных комплексов, улучшение транспортной доступности, создание мест привлечения туристов – она касается Арзамаса и Дивеево. В Саров потока туристов не будет – Саров останется закрытым городом. Но эта закрытость не освобождает нас от приведения в порядок исторических мест, связанных с жизнью Преподобного Серафима Саровского. Кроме того, через участие в этом проекте Саров может сделать большой шаг в решении своих инфраструктурных задач – например, реконструировать городской аэропорт, чтобы улучшить взаимодействие с Москвой, откуда в ядерный центр нашего города регулярно пребывают грузы и специалисты.

У понятия «Большой Саров» есть еще и второй смысл – это создание учреждения образования принципиально нового типа. Мы бы хотели собирать здесь молодых ребят, задумывающихся об аспирантуре технического направления, и адаптировать их к решению задач, стоящих перед ядерным центром, поскольку сейчас нередко приходится сталкиваться с прецедентами, когда поступающим на площадки и в лаборатории молодым людям приходится говорить следующую фразу: «Забудьте все, чему вас учили в институте». Сейчас в Сарове действует Саровский физико-технический институт НИЯУ МИФИ, но его мощностей, конечно, недостаточно, чтобы полностью обеспечивать потребности РФЯЦ-ВНИИЭФ и других организаций в грамотных специалистах.

Сейчас активно обсуждается создание Саровско-Дивеевского туристического кластера. Как он соотносится со статусом ЗАТО? Как считаете, Сарову все-таки надо быть закрытым наукоградом или открытым для всех гостей?

– Мое мнение здесь однозначно. Саров должен оставаться закрытым городом. Статус ЗАТО позволяет спокойно и надежно выполнять стоящие перед нами государственные задачи по обеспечению обороноспособности нашей страны. Кроме того, статус закрытого города однозначно воспринимается местными жителями как достоинство Сарова, и мы не хотим терять этого аргумента для убеждения в переезде лучших специалистов не только в области науки, но и учителей, медиков, профессионалов в области культуры и искусства. Впрочем, понимание того, что Саров должен оставаться закрытым городом, есть на всех уровнях руководства госкорпорации «Росатом», Нижегородской области и Российской Федерации, и пока нет никаких оснований говорить о каких-то изменениях в понимании этого вопроса.

Фото: администрация Сарова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.