В Сибирском федеральном университете создана новая структура – департамент комплексного изучения Арктики. Инициатор создания – президент университета и губернатор Красноярского края Александр Усс. В конце минувшей недели стало известно, что руководителем нового департамента назначен Юрий Захаринский, до осени 2018 года работавший в должности зампреда краевого правительства и курировавший развитие северных и арктических территорий региона. А до того как прийти во властные структуры, Захаринский больше 25 лет проработал на Крайнем Севере, так что о проблемах арктических территорий он знает, можно сказать, по личному опыту. Какие задачи стоят перед вновь созданной структурой и когда в СФУ появится Институт Арктики – об этом Юрий Захаринский рассказал в интервью «ФедералПресс».
Юрий Николаевич, чем продиктована необходимость создания департамента комплексного изучения Арктики в СФУ?
– Для Красноярского края как для арктического субъекта России тема исследования Арктики чрезвычайно важна. Напомню, что к районам Севера относится 89 % всей территории Красноярского края, а собственно к арктическим районам – 46 %. В арктической зоне расположены три муниципальных образования края: Таймырский Долгано-Ненецкий и Туруханский районы и город Норильск. В населенных пунктах региона, находящихся в Арктике, проживают больше 200 тысяч человек. Это огромная территория, там расположены мощные производственные базы.
А у Арктики есть своя специфика, свои острые проблемы, которые нужно решать. И очень логично, что Сибирский федеральный университет включился в решение вопросов, актуальных для арктических зон Красноярского края. И не только потому, что СФУ работает в регионе, половина которого – Арктика. Университет давно ведет работу в этом направлении: он входит в ассоциацию арктических университетов UArctic, участвует в полярных экспедициях, организованных Русским географическим обществом, профильных научных форумах.
Какие задачи стоят перед департаментом?
– Главная – организация исследований в красноярской Арктике. На начальном этапе нужно обозначить самые значимые или, как принято говорить, прорывные проекты, определить источники их финансирования. Еще одна задача – подготовка кадров для работы в Арктике. Кроме того, очень важно, чтобы Красноярский край и СФУ были представлены в крупнейших российских и международных научно-образовательных организациях, связанных с этой темой. И еще: департамент – структура не только научно-образовательная, но прежде всего административная. Поэтому сугубо организационная поддержка главных «арктических» проектов – это тоже наша работа.
Какие проекты, связанные с Арктикой, вы называете прорывными?
– Давайте не будем забывать, что департамент работает всего неделю, основное обсуждение этих проектов все-таки впереди. Для себя четко понимаю, что одна из главных тем – это проблема реновации в арктических городах. В тех же Норильске и Дудинке. В последние годы, а то и десятилетия в нашей стране мало внимания уделялось тому, что они построены в вечной мерзлоте. И сегодня многие здания, даже сравнительно недавней постройки, в арктических городах разрушаются до срока. Эта проблема важна не только для муниципалитетов и их жителей, но и для наших крупных компаний, работающих в Арктике, – «Норильского никеля» и «Роснефти», например.
Что касается подготовки кадров, то, думаю, каждая специальность, по которой СФУ ведет сегодня обучение, так или иначе связана с «северной» темой. В первую очередь, конечно, речь об экологах, строителях, нефтяниках, геологах, энергетиках, транспортниках. В будущем мы планируем вести не только подготовку молодых, но и переподготовку уже опытных специалистов – делая акцент на то, чтобы они в работе учитывали особые арктические условия.
Этим и займется Институт Арктики, который планируется создать в университете?
– Да. Задачу проработать этот вопрос также поставил президент СФУ Александр Усс. В каком-то смысле департамент комплексного изучения Арктики – это этап, предшествующий созданию института. Там уже будет идти конкретная, целенаправленная научно-образовательная работа, заточенная под главную тему. Преподавательский состав СФУ, в моем понимании, вполне готов к такой работе. Но не исключаю, что по некоторым направлениям могут быть привлечены специалисты не только из других российских вузов, но и из-за рубежа.
В каких российских регионах действуют структуры, аналогичные красноярскому департаменту комплексного изучения Арктики и будущему Институту Арктики?
– В Архангельске есть несколько таких вузов: Северный (Арктический) федеральный университет, Арктический морской институт. В Мурманске действует Арктический государственный университет (МАГУ). Думаю, названия этих вузов говорят сами за себя. Есть подобные структуры в Санкт-Петербурге, Якутии, Республике Коми. Везде идет целенаправленная работа по подготовке специалистов для Арктики.
Когда в целом одной темой занимаются разные организации, наверное, возникает некая конкуренция между ними. Как вы считаете, с кем в первую очередь будет в этом плане конкурировать СФУ?
– Департамент создавался не для конкуренции с кем-то бы ни было, а для сопровождения конкретных проектов и для сотрудничества. Если речь о конкурсах, организованных заказчиками, например, компаниями-недропользователями, и проектах, выполненных по их заданию, то не факт, что СФУ автоматически победит в конкурсах, организованных на территории края, – то есть просто потому, что он здесь находится. Другое дело, что в СФУ работают высокопрофессиональные специалисты и это обеспечит ему преимущество в той работе, о которой я говорил.
Фото: пресс-служба СФУ
Освоение Арктики