Министр культуры Владимир Мединский заявил, что российское кино вышло на высокий качественный уровень. Это, по мнению министра, подтверждают рекордные показатели кассовых сборов и то, что отечественные фильмы успешно конкурируют в прокате с голливудскими. В качестве примеров таких фильмов, которые «увлекли зрителей» Мединский назвал «Легенда №17», «Викинг», «Притяжение», «Салют-7», «Движение вверх», «Лед» и недавно вышедший в прокат «Т-34». О качестве нового российского кино и госзаказе в кинематографе «ФедералПресс» поговорил с известным кинокритиком, киноведом, сценаристом, арт-директором Всероссийского кинофестиваля «Виват кино России!» Ириной Павловой.
Ирина Васильевна, как вы относитесь к словам Владимира Мединского? На ваш взгляд кассовые сборы и способность конкурировать в прокате с продукцией Голливуда действительно показатель качества российского кино?
– Нет. Точно так же, как слова министра не показатель реальности. Министр наш к кинематографу имеет мало отношения, как и вообще к культуре, к сожалению. Выросло уже не одно поколение людей, воспитанных на голливудских образцах. Сегодня достаточно сделать хорошо компьютеризированный фильм на любую тему, и подросток на него пойдет, и его родители пойдут, и сборы у кинотеатров будут. Это вопрос рекламы и спецэффектов. Мы живем в эпоху, когда по-настоящему хорошее кино не собирает ничего. Случаются чудеса, как, например, с фильмом Бориса Хлебникова «Аритмия», который не рассчитан на кассовые сборы, но соцсети подняли вокруг него такой шум, который усилило Гран-при «Кинотавра», что зритель пошел в кинотеатры, и фильм собрал значительно больше, чем рассчитывали продюсеры и прокатчики. А вообще сегодня вытравлено из трех уже поколений зрителей умение внимательно смотреть хорошее кино.
Кем и чем вытравлено?
– Телевидением, коммерческими проектами – я их даже фильмами назвать не могу. Если сейчас по телевизору устроить массовый стриптиз, то рейтинг зашкалит. Но кому от этого польза, кроме организаторов шоу и стриптизерш?
То есть вы согласны с тем, что сегодня российский кинематограф можно условно разделить на две части – это коммерческое кино для массового зрителя и неприбыльное, но качественное кино? И пока первая часть значительно перевешивает вторую по количеству выпускаемой продукции.
– Без сомнений.
И госзаказ часто поддерживает именно коммерчески прибыльное, но низкокачественное кино?
– Вот возьмем социально-политический заказ, кино про войну, финансово поддержанное Фондом кино – «Сталинград». Снимает Федор Сергеевич Бондарчук. Что это за кино? Это кино о том, как группа не одаренных умом советских воинов – но они самые лучшие, самые крутые из наших! – появляется в Сталинграде. Они проваливают все задания один за другим, умудряясь при этом сделать ребенка местной барышне. А немецкий офицер – красавиц, умница и весь положительный – поддается им, потому что его совесть заела, и наши благодаря этому побеждают. Фильм, к слову, состоит на 99 % из компьютерной графики. После этого фильма ребенок придет и спросит: «А кто победил во Второй мировой войне? Американцы? Потому что наши идиоты точно не могли». Ведь именно так и показаны советские войны. Вот вам, пожалуйста, госзаказ, безумные бюджеты, роскошные кассовые сборы и выдвижение от России на «Оскар». Но хорошее ли это кино? На пользу ли оно нам, нашим детям, стране?
Вспомним «Викингов». Это делал мой студент Андрей Кравчук. Невозможно сказать, что Андрей плохой режиссер, он талантливый парень, сделал изумительный фильм «Итальянец». Но будем честны – ипотека есть у всех, всем нужно кормить детей и всем хочется летом съездить отдохнуть в приличное место. Как может человек отказаться от проекта, который ему предлагает Первый канал? Даже если предлагает с условием, что играть там будут определенные люди. Потом Снежкин снимает «Белую гвардию» – та же история. «Старик, хорошо, но Турбина у тебя будет играть Костя Хабенский». Сказали Хабенский – значит, Хабенский, и всё. Это говорит о способе формирования сегодняшнего киноконтента. Режиссер в так называемые страшные советские времена был царь и бог на площадке, а сегодня он наемник, которому предлагают своих артистов и своих любовниц в качестве исполнительниц главных ролей.
Но почему государство поддерживает такие проекты и считает их примером качественного кино? Тот же Мединский, кстати, «Сталинград» хвалил.
– Потому что если назначать сапожников министрами обороны, дворников министрами культуры, капитанов дальнего плавания министрами телевидения, если назначать людей по принципу личной преданности, а не по профессионализму, то получится такой результат. Я не оппозиционер абсолютно. Но я в полном изумлении от того, насколько непрофессионально управляются практически все отрасли. Мы живем в эпоху тотального непрофессионализма.
Тимур Бекмамбетов недавно заявил о том, что планирует снять фильм о керченском стрелке. Власти Крыма резко негативно отреагировали на эту идею.
– Почему так развился терроризм в последние несколько десятилетий? По одной простой причине – террористы становятся сразу же медийными лицами. Если бы никто не знал про теракт, какой бы был в нем смысл? Мы сами даем террористам стимул расстреливать одноклассников, взрывать вагоны метро. Мы так кричали во время СССР «Совок! От нас прячут правду!». Но и терактов не было. Смысла в них не было – все равно никто не узнает. А сегодня мы их пиарим. И желающих прославиться вот таким герастратовым способом все больше. Я против таких фильмов.
В российском кинематографе есть сейчас какие-либо табуированные темы, которые негласно находятся под запретом?
– Понимаете, какая штука. Если мне не дает денег государство, я беру частные инвестиции. Мне могут не выдать разрешительное удостоверение, ну и что? Я выложу в интернет. Сегодня в эпоху глобальной сети любые запреты – это смешно. Вот снимает парень кинокомедию о блокаде Ленинграда «Праздник». Для меня, ленинградки, это особенное кощунство. Но он чихать хотел на мое и миллионов моих сограждан мнение. Он снимает это на частные деньги, выкладывает на свой youtube-канал и получает миллионы просмотров, потому что много пиара себе сделал. Кино – вне темы блокады – мягко говоря, мусор, а не кино, вот правда. Его бы посмотрело три с половиной человека. Но он сделал пиар именно на теме блокады, на теме крови, жизней тысяч ленинградцев. И кто запретит?
Кто, на ваш взгляд, из нового поколения российских режиссеров создает настоящее, качественное кино и в будущем сможет вывести отечественный кинематограф на высокий уровень?
– Молодые режиссеры сегодня растут очень медленно, потому что они учатся сами, их никто не обучает. Они снимают 5-10 фильмов, учатся на них, чтобы прийти к чему-то значительному. Тот же Боря Хлебников пришел с милым полубессмысленным кино, а вырос в серьезного режиссера. Иван Твердовский, который начинал с хорошего фильма про жизнь и реальных людей «Класс коррекции», сегодня наоборот скатывается. Он так хочет нравиться фестивалем, что снимает какую-то ерунду. Есть талантливые ребята – Александр Цой, например, Наталия Мещанинова. Это люди, которые рано или поздно выйдут на большой путь. Российское качественное кино возрождается, но пока очень медленно.
Фото: ФедералПресс / Оксана Порицкая.