В России с каждым годом растет число блогеров, а их посты нередко становятся поводом для публикаций в СМИ. При этом, сами блогеры уже давно и прочно стали представителями медиасреды. Кроме того, свои блоги часто ведут видные политики, общественники, урбанисты. Что уж говорить просто об активных гражданах. Для многих блоги – это единственное доступное средство выражения собственного мнения. Одной из таких площадок, где люди чувствуют «свободу» – блог-платформа «Живой Журнал», который в этом году отметил свое 20-летие со дня запуска. Кто-то считает блог платформу самодостаточной и функциональной, а кто-то, наоборот, жалуется на старый дизайн, интерфейс и платные услуги. О прибыльности проекта, ребрендинге, свободе слова и контроле за блогерами – в эксклюзивном интервью «ФедералПресс» с директором блог-платформы «LiveJournal» Натальей Арефьевой.
Наталья, давайте начнем с основного – кто вообще такой директор «Живого Журнала»? И что такое ЖЖ? Площадка для блогов? Мегаблог?
– Кто же такой руководитель «Живого Журнала»? Человек, который отвечает за все, что происходит в ЖЖ, как в сервисе. Сказать, что директор отвечает за какую-то медийную составляющую – нет. Мы – сервис, который дает право высказаться всем, а, чтобы голоса были услышаны, чтобы технически люди имели доступ к площадке – отвечаю я. У меня есть прекрасная команда, которая любит свою работу и у нас есть ценности, отличающие нас от других проектов. Мы договорились, что будем обсуждать все «косяки» и решать проблемы вместе. Также у каждого есть право голоса.
ЖЖ – это коммерческий проект? Какой доход он приносит, если не секрет? И куда идут эти средства?
– Доход раскрыть, конечно не могу, но блог-платформа стала прибыльным проектом только в 2018 году. У нас два источника дохода – платные сервисы и реклама, которую мы показываем, только так мы и можем развиваться. То, что мы зарабатываем уходит на сервис: обновление оборудования, устранения проблем, а также команда разработки, которой также необходим профессиональный рост. Если же отказаться от этого всего, то «Живой Журнал» встанет, а проект будет стагнировать. Налоги платим, в этом плане мы наравне с российским бизнесом.
Сколько сегодня пользователей ЖЖ и блогов? Сколько сообществ? Какая аудитория? Какие темы в топе?
– Пользователей, который приходят читать «Живой Журнал» в России – 33 млн человек. Еще до осени прошлого года мы не понимали точные тематики большинства блогов, для нас был секрет, о чем же пишет большая часть пользователей. Да, есть редакция, которая просматривала небольшую часть блогов и рейтинг записей, который ежечасно обрабатывает 2 тыс. постов. И вот осталась неизвестная биомасса, о которой никто ничего не знал. Мы поняли, что надо с этим завязывать и написали систему категоризации, которая и разбирает посты по темам. Теперь редакция, рейтинг блогов и категоризация работают вместе. На старте было около 40 базовый категорий. Еда, авто, Россия, путешествия, культура – это очевидные темы. В основном – социальные темы, политика, российские проблемы: страны СНГ. Украина, Беларусь и западные страны. Система развивается, и мы расширяем список категорий. У нас отлично читают про кино, культуру и стиль жизни. Это люди, которые делают ремонт, причем не просто занавески повесили, а построили собственный дом. Добавили авиацию, так как у нас ведут блоги несколько летчиков. Они, кстати, отлично объясняют почему могла произойти тот или иной инцидент. Когда рассказывают летчики – это не инфотейнмент, а профессиональная точка зрения. Все, что обсуждается в СМИ, создает определенную картину дня, а в блогах картина дня получается расширенная, потому что основана на личном вовлечении, реакции и точки зрения.
Как ведется учет блогеров? Осуществляется ли какой-то контроль за блогами и сообществами?
– Система категоризации как раз и позволила собрать все блоги по категориям и вести за ними наблюдение. Например, можно прочитать все посты на ту или иную тему. Нажал категорию «стиль жизни» - там все посты про стиль жизни. Сейчас мы фильтруем это так: в первую очередь посты, которые рекомендует редакция – мы точно уверены, что они классные и интересные, потом – посты в рейтинге и самые свежие, когда пользователь пишет информацию в реальном времени.
А есть ли какие-то «санкции» со стороны администрации ЖЖ к блогерам и сообществам?
– Записи не должны нарушать правила сервиса. Мы не любим «копипасту», ведь ценятся собственные материалы, а не чужие. Также ложная благотворительность и запрещенные темы, например, педофилия. О таком в принципе нельзя писать. И записи не должны нарушать законодательства стран, в которых мы представлены, в России за этим, например, следит Роскомнадзор.
А как выстраиваются у ЖЖ отношения с Роскомнадзором? Были ли претензии? Ведь некоторые блогеры могут высказать мнения, которые попадают как раз-таки под цензуру...
– Роскомнадзор отправляет нам запрос, в котором говорится, что на территории РФ должна быть заблокирована конкретная запись. У нас на это есть какое-то ограниченное время. Эти вопросы у нас решает специальная Конфликтная комиссия, также она занимается жалобами и урегулированием вопросов между пользователями. Так как мы представлены более чем в 200 странах, то любой регулирующий орган может направить нам такое письмо. Схема такая: регулирующий орган пишет, что необходимо ограничить доступ к информации, мы сообщаем об этом блогеру, если блогер не ограничивает доступ к записи, то уже мы вынуждены ограничивать доступ к информации по требованию регулятора. В противном случае под блокировку может попасть весь сервис, а нам хочется остаться тем островом, где люди хранят свои мысли и свою хронологию жизни. Есть свобода слова в ЖЖ, и мне бы хотелось, чтобы законодатели меньше контролировали, ведь общество с ЖЖ сами с этим справляются.
Раз уж мы затронули тему законодательства, как вы относитесь к тому, что блогеров приравняли к СМИ? Изменился ли функционал платформы после этого?
– Часть наших блогеров действительно представляют из себя уже медийные проекты. Они хорошо выросли и они могут конкурировать со СМИ по быстроте реакции и широте тем. Но я все-равно называла бы их только медийными проектами, а не СМИ. С другой стороны, все всегда зависит от качества информации, если СМИ или блог позволяют себе врать, то им не большая цена, ну а если блог делает классную аналитику и превосходит СМИ, то ему честь и хвала. Функциональность платформы не изменился после этого.
Как считаете, коснется ли последний закон о фейковых новостях ЖЖ?
– Мне бы очень хотелось, чтобы не коснулось. Также не хочу, чтобы ЖЖ был источником фейковых новостей. Пока у нас таких прецедентов не было. Ну и надо понимать, что этот закон содержит общие формулировки и как они будут применяться на конкретных ситуациях – непонятно. Мне кажется, что общество может самостоятельно с этим справиться, но законодательство так не считает.
Частые посетители и пользователи ЖЖ в последнее время часто жалуются на старый дизайн и интерфейс. Меняется ли что-то в этом плане?
– Конечно, мы хотим развиваться, но оно не всегда возможно. Иногда надо вернуться лет так на 15 назад, исправить корневую ошибку и работать дальше. Конечно, хочется, что бы LiveJournal развивался быстрее. В этом году мы запустим мобильное приложение, потому что в XXI веке очень сложно конкурировать без такого функционала.
Ожидается ли какой-либо ребрендинг ЖЖ в ближайшем будущем? Какой?
– Конечно, мне бы хотелось видеть «LiveJournal» очень современным, но мы также понимаем, что наши пользователи привыкли к определенному дизайну, интерфейсу и функциям. Если будем делать какую-то новую разработку, то ее надо проверить на нескольких дизайнах, чтобы она функционировала, а также проследить, чтобы ничего не сломалось. Это сложно. Хотелось бы, чтобы по хлопку ЖЖ стал современным и классным журналом. Мы ценим наших пользователей, поэтому идем на компромисс. Да, мы не развиваем старый дизайн, но при этом добавляем новые функции. Кто-то уже привык к старому дизайну и не хочет его менять, но при этом у нас есть некоторые функциональности, за которые нам все будут благодарны, например, подписки. Если раньше люди добавляли друг друга в друзья и автоматически могли видеть все записи, в том числе подзамочные записи только для друзей, то сейчас есть выбор – кого впускать в свою личную жизни, а кого нет. Четверть ЖЖ – подзамочные посты. Я, например, пишу подзамочные посты про свою дочь, потому что не хочу делиться этим со всеми. Этот сервис был необходим, он как некий драйвер.
Что ждет пользователей «Живого Журнала» в ближайшее время? Какие интересные события, нововведения? Какие новые системы планируете запустить?
– Во-первых, мобильное приложение, которое запустим через несколько месяцев. Также запустим гранты, хотели сделать это чуть раньше, но пока видим некоторые риски для пользователей и хотим все хорошо продумать. Особенно нам бы хотело поддержать наших просветителей. Наука сейчас в тренде. У нас уже есть несколько талантливых пользователей, которые объясняют все популярным языком. Также поддержим пользователей из разных регионов, которые пока не могут вложиться в развитие своего качественного блога. Будет еще несколько интерфейсных изменений. Мы хотим, чтобы неавторизованные пользователи получали более интересный контент.
Делается ли что-то для продвижения ЖЖ или бренд уже работает сам на себя? Как привлекаются новые пользователи?
– Мы постоянно занимаемся продвижением и привлечением новых пользователей. Ради этого мы и поехали по России, чтобы посмотреть на комьюнити, вдохновить и показать, что всех слышим и видим. Мы уже были в Краснодаре и Санкт-Петербурге. Хочется показать разнообразие в ЖЖ. Увидим аудиторию, сделаем выводы и будем дальше действовать.
Давайте поговорим о конкуренции. Есть ли у ЖЖ реальные конкуренты? И в чем уникальность именно ЖЖ по сравнению с другими подобными платформами?
– Конкурентов у нас нет, но мы все конкурируем на одном пространстве за время пользователя. И в этом смысле круг наших конкурентов гораздо шире интернета, потому что мы конкурируем с книгами, телевизором, социальными сетями и с другими сервисами. Но «Живой Журнал» очень разнообразен: кто-то может его вести, как личный дневник, а кто-то как свое СМИ, а кто-то ведет благотворительность. ЖЖ – универсальный инструмент, поэтому с точки зрения уникальности, у нас нет конкурентов. И ведь не только в России такое разнообразие, но в других странах. В Америке это площадка для дневников и фанфиков, обсуждения поп-культуры, а в Сингапуре и вовсе через ЖЖ продают вещи. Но при этом «Живой Журнал» идет впереди СМИ, ведь некоторые темы к журналистам приходят из блогов.
Блогер Илья Варламов сказал, что у ЖЖ в нынешнем виде нет будущего. Как думаете, почему он так сказал? И есть ли будущее все-таки у ЖЖ?
– Почему он так сказал? Потому что может. У него есть свое представление о том, как должно быть. Он, как медийный проект, представлен на всех площадках, у него есть свои цели и глобальные видение. Но при этом мы видим, что пользователи приходят к нам и ценят тот ЖЖ, который сейчас есть.
Нас очень часто сравнивают с социальными сетями, но я объясняю, что просмотры и лайки в Facebook – это не комментарии в «Живом Журнале». Если в Instagram несколько тысяч просмотров, то мы говорим о доле секунды просмотров. Комментарии в ЖЖ осмысленные, потому что человек прочитал блог и отреагировал на него. Сегодня «Живой Журнал» оставил позади социальные функции, мы больше чем социальная сеть, мы говорим, что мы блог-платформа, сервис, но не социальная сеть. Например, в социальных сетях все крутится вокруг закрытого пространства и популярных людей, которые соцсети сами и регулируют. Почему в 2019 году, когда мы боремся за равные права и свободу слова, мы вдруг сложили ручки и отдаем право Facebook решать за пользователя, что ему смотреть и читать. Вы серьезно? Поэтому, я в этом не согласна с Ильей. Он говорит, что все площадки стремятся к открытости, но я этого не вижу. Все как раз-таки наоборот, социальные сети пытаются держать пользователей у себя. О какой открытости мы говорим в этом случае?! В то время, как ЖЖ – это открытая площадка. Мы стараемся, чтобы посты были доступны большому кругу лиц.
И в завершении – каким вы видите «Живой Журнал» спустя пять лет?
– Он точно будет абсолютно мобильным и доступным из любой точки – хоть из космоса. Он будет более интеллектуальным, ведь за этим большое будущее. Также продолжит быть сервисом, нежели медийным проектом. А вот какие будут блоги – сказать сложно. Сейчас, например, популярен сторрителлинг. Ну, и люди всегда смогут найти ответы на те или иные вопросы в блогах и сообществах. И да, будут все еще популярны длинные тексты – ведь это конек «Живого Журнала».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин