Top.Mail.Ru
Общество
Кировская область
0

«Тащить, заставлять, пропагандировать – это не задача театра»

Иван Шевелев
Иван Шевелев – ведущий артист Кировского областного драматического театра

2019-й объявлен в России Годом театра. Особое внимание в его рамках уделяется проблемам региональных театров, которые, несмотря на финансовые трудности, продолжают «нести культуру в массы». В числе таких «оплотов культуры» – Кировский областной драматический театр. Ведущий артист театра Иван Шевелев рассказал «ФедералПресс» о том, какая молодежь ходит на спектакли, на что живут театры в регионах и можно ли назвать вятского зрителя провинциальным.

Иван Валерьевич, вы пришли на интервью с репетиции спектакля «Пикассо», премьера которого состоится завтра. Это биографическая постановка?

— Нет, мы не делаем упор на биографичность, достоверность каких-то исторических фактов. Мы взяли собирательный образ художника-творца и пытаемся передать зрителям те ответы, которые получаем в процессе творческого поиска. В спектакле мы не рассуждаем слишком серьезно о художественном искусстве, мы говорим скорее о творческом человеке. Не просто о талантливом, а о находящемся на другом уровне, на уровне гениальности. В спектакле мы пытаемся ответить на вопросы, для чего он творит, кому это нужно и нужно ли вообще, чем он жертвует на пути своего творения. Почему именно Пикассо? Наверное, потому, что он самый продаваемый, он все время на слуху, в авангарде популярности.

Раз уж мы с вами заговорили про искусство: в фильме «Москва слезам не верит» один из героев сказал, что скоро не будет ни театра, ни книг, ни газет. Про книги и газеты не говорим, но театр до сих пор жив, несмотря на широкое распространение телевидения. Как думаете, почему?

— Начнем с того, что люди, которые всегда ходили в театр, будут любить его и дальше.

Но ведь и молодежь приходит…

— Не вся молодежь. Есть те, кто и близко не хочет подходить к театру. Детей знакомят с театром в школе, и большой процент, хочу акцентировать на этом внимание, потом больше не приходит на спектакли. Люди сами делают выбор. В итоге остается не такой уж большой процент зрителей. Остаются те, кто хочет еще раз понаблюдать за тем, как на их глазах складывается та или иная история, те, кому хочется живой эмоции, существующей здесь и сейчас. Есть какой-то процент людей, которые желают сопереживать – вот они и ходят в театр. А те, кому это не нужно, делают другой выбор – не мне судить, правильно они поступают или нет, – это жизнь.

Получается, зазывать молодежь в театр не имеет большого смысла, а любовь к этому виду искусства – скорее следствие общего уровня образованности человека?

— Думаю, да. На мой взгляд, нужно чаще напоминать детям о том, что есть не только компьютерные игры, новая волна музыки, наука и техника – ведь кто-то увлекается и этим, но и разные виды искусства. Хотя бы говорить подросткам, что образованный человек должен иметь представление о том, что такое театр. Если молодой человек сходит в театр и ему понравится – прекрасно, значит, у нас появится постоянный зритель на будущее. А вот тащить, заставлять, пропагандировать – это не задача театра. Задача театра – жить и разговаривать с людьми, которые хотят этого общения. Это как взаимоотношения в обычной жизни: зачем я буду говорить с человеком, который не хочет разговора, зачем я буду помогать кому-то, если он не просит о помощи? Если зритель хочет переживаний, стремится к развитию своего эмоционального интеллекта, хочет получить ответы на какие-то важные для себя вопросы, то мы всегда открыты.

2019 год был объявлен Годом театра. Как вы можете оценить, как он прошел в нашей стране? Что удалось, а что нет?

— Мне кажется, основная задача Года театра – не решить какие-то проблемы, а скорее обратить внимание на этот вид искусства. Я поддерживаю тех, кто призывает развивать театр, но мне сложно понять, как можно сделать это в отрыве от всего остального, ведь театр отражает действительность. Театр – не музей, он должен улавливать все современные вибрации, при этом сохраняя свою суть: эмоциональные переживания, эмоциональную наполненность. А эмоции, как мы знаем, не меняются никогда: любовь остается любовью, ненависть останется ненавистью, предательство – предательством. Мы не изобретаем каких-то новых технологий, а раскрываем природу человека. Вот и в нашем спектакле «Пикассо» мы не пытаемся окунуться в то время, а показываем наш современный взгляд на творца, на художника.

В рамках Года театра не раз поднималась тема поддержки региональных театров. Считаете ли вы ее достаточной?

— Конечно, всегда чего-то не хватает. Но знаете, когда я был еще молодым артистом, слышал актерскую байку, в которой кто-то жаловался на нехватку костюмов, а получил ответ, что просто играть надо лучше. Казалось бы, просто смешная байка, но в этом вся суть. Конечно, здорово, когда все крутится и поднимается, как в Ленкоме, когда есть шикарный свет, музыка, микрофоны, поэтому артисты не садят голосовые связки, а зритель все хорошо слышит и видит. Но если не играет шарманка, то каким маслом ты ее ни смазывай, лучше не станет.

Но иногда у театров в регионах даже нет денег, чтобы поставить новые спектакли. Так, насколько я помню, было и в нашем драмтеатре.

— Я здесь 12 лет и все время слышу, что денег нет. Но я, если честно, стараюсь в это не вникать – это уводит меня от профессии.

Однако артистам тоже нужно на что-то жить…

— Жизнь театра и жизнь отдельного артиста – не одно и то же, хотя, наверное, в идеале так и должно быть. В конце концов, у артиста есть в руках профессия – применяя свои навыки, он может где-то на стороне заработать на хлеб, красивые штаны или модную прическу.

В регионах артистам приходится подрабатывать, чтобы прокормить семью?

— Да, конечно. У нас есть спектакли, за которые артисты могут получить дополнительные деньги, но это символические суммы. Хотя и они помогают ощутить нужность, дают дополнительное желание работать. Конечно, в регионах артистам требуются дополнительные «плюшки» за работу, чтобы они ощущали свою нужность.

Но в нашем случае важно еще и понимать, что я работаю в государственном театре. У нас существуют определенные требования к продукту, есть репертуарная политика. Государственный театр – это, образно выражаясь, завод по производству нужных вещей. Грубо говоря, мы не скатываемся на одни комедии, чтобы лишь зарабатывать деньги, мы не можем постоянно ставить только то, что будет хорошо продаваться. У государственного театра много задач, и не всегда они предполагают получение прибыли, поэтому естественно, что мы не всеми своими постановками «загребаем деньги лопатой».

Летом в ваш театр приезжал критик Нияз Игламов. Он заметил, что в Кировской области зрители провинциальны. Вы согласны с такой оценкой?

— Нет. За то время, что я работаю в драмтеатре, зритель менялся не раз. При одном руководстве был один зритель, при другом – другой. Чтобы говорить о вкусах большинства, наверное, нужна какая-то статистика: критик должен приехать сегодня, потом через два года, через пять, а потом десять лет. Сейчас да, наверное, это так. Пять лет, три года назад было по-другому, был другой зритель – это нормальная ситуация. Кто-то сейчас говорит, что в наш театр якобы возвращается зритель. Я этого не понимаю: зритель просто приходит и уходит. Что значит возвращается? Просто люди хотят чего-то и приходят за этим в театр.

Сейчас в ПФО реализуется молодежный проект «Театральное Приволжье». Как относитесь к такого рода инициативам?

— Любой конкурс для студенческих и школьных театров – это благо. А этот фестиваль, который дает возможность поставить свой спектакль, – хороший старт для молодых артистов и режиссеров.

b1c2000410fb88ec34a1446ad0394c9a.jpg

Вы приехали в Киров в 2007 году и работаете тут уже 12 лет, несмотря на то, что у драмтеатра не раз были трудности. Никогда не хотелось уехать в место, где более уточненный зритель, выше зарплата?

— Я хотел уехать в первый же год, но меня тогда остановила жена. Для меня важнее всего семья, поэтому, наверное, и остался. Хотелось, чтобы ребенок не менял школы каждый год, чтобы жена получила возможность создать уют домашнего очага. Это такие нормальные семейные ценности. Мне, на самом деле, почти все равно, где находиться. Я поездил по стране и могу сказать, что большой разницы между театрами нет. Да, где-то больше денег, лучше оснащен театр, артисты по-другому выглядят – они одеты по последней моде, могут подъезжать к театру на крутых машинах и для этого сильно не напрягаться. Но за все в этой жизни надо платить. Возможно, люди, которые этим обеспечены, платят чем-то другим.

Но вам все-таки нравится жить в Кирове?

— Могу сказать, что мне нравится моя страна, а Киров это, Самара, Ростов, Ижевск – не имеет такого большого значения. Если придется переезжать, буду выбирать по менталитету населения. В этом плане мне близок Воронеж, Владивосток – там рядом мои родные и родные жены, Хабаровск, даже Улан-Удэ. Почему говорю «даже» – там все-таки другая нация и иные задачи ставятся перед театром.

Я как-то сказал, что Киров для меня все-таки не дом, а скорее работа. Пока ничего не изменилось, хотя, конечно, сложно говорить, что я здесь в гостях. Давайте скажем так: это дом, в котором я должен жить. Конечно, я делаю все, чтобы полюбить этот город: нахожу места, к которым привязан, открываю для себя вятскую старину. В городе есть много мест, за которые обидно – так же, как и обидно, что в нашем театре чего-то не хватает. Но это нормальная ситуация: всегда хочется чего-то лучшего, хочется, чтобы мы не отставали от передовых театров страны, но действительность нам говорит: «Ребята, вы в Кирове».

Фото: kirovdramteatr.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.