Программа «кадрового управленческого резерва» ВШГУ, которую еще называют «Школа губернаторов», – кузнеца новой элиты России. О процессе обучения в ней известно мало, до широкой аудитории доходят лишь отрывки видео, где будущие министры и главы регионов то прыгают со скалы, то проходят «обкатку» танком. Остальное остается за кадром. Высшая школа государственного управления РАНХиГС уже несколько лет подряд готовит кадровый резерв для страны, и многие ее выпускники впоследствии занимают высокие должности. Например, в этом году большая часть избранных губернаторов были слушателями специальных курсов, а совсем недавно два выпускника «школы» стали вице-спикером Совета Федерации и председателем комитета в Совете Федерации. Подробнее о том, как обучают руководителей новой формации, мы поговорили с директором ВШГУ РАНХиГС, генеральным директором АНО «Россия – страна возможностей» Алексеем Комиссаровым.
Алексей Геннадиевич, сколько уже было потоков слушателей в «Школе губернаторов»?
— Два, сейчас идет пятый модуль третьего потока.
А чем различаются программы первого потока, второго и третьего? Есть ли в них какие-то различия, или они похожи?
— Мы во всех наших проектах и во всех наших программах стараемся работать над ошибками и каждый следующий поток, каждый следующий модуль сделать лучше. Конечно, программы меняются. Мы учитываем обратную связь слушателей, добавляем какие-то новые элементы.
Из того, что добавили в прошлом году, – это, например, социальный трек. Мы предложили участникам один день посвятить социальным проектам. Перед слушателями выступали разные эксперты. У нас была Нюта Федермессер, которая известна по фонду «Вера», занимается хосписами. Она очень ярко выступала и на втором, и на третьем потоке. Дальше все участники могли в качестве волонтеров поработать в разных учреждениях.
Что дают такие встречи потенциальным губернаторам?
— Нам кажется, это очень полезно, потому что одна из главных задач, которая сегодня стоит перед руководителями нового формата, – это сокращать дистанцию между властью и народом. Чем ближе представитель власти будет к реальным проблемам людей, тем лучше будет работать вся система.
В третьем потоке мы добавили чуть больше элементов, связанных с публичными коммуникациями, потому что без этого невозможно современному руководителю, современному политику быть успешным.
По какому принципу формируются списки слушателей?
— Список формирует Администрация президента РФ. Мы уже дальше с этим списком работаем.
Критерии подбора участников остаются закрытыми?
— Критериев много. Для участия в программе, например, могут учитываться рекомендации выпускников. Также попасть на курс можно, победив в конкурсе «Лидеры России».
Судя по публикациям в СМИ, слушатели «Школы губернаторов» защищают некие проекты. О них, разумеется, много не написано. Расскажите, как формируются темы этих проектов. Или, может быть, участники их выбирают сами?
— Мы считаем, что современный образовательный подход должен включать несколько компонентов. Конечно, должны передаваться какие-то новые знания. Очень важно взаимное общение, обмен идеями, опытом с другими участниками. Мы уделяем большое внимание командному образованию. Третий важный элемент – это как раз проектная деятельность.
Если давать просто теоретические знания, требовать на экзамене, проверять то, что усвоили слушатели, – это не самая эффективная история, поэтому действительно все участники реализуют конкретные проекты. Они все региональные. Задания дают главы соответствующих регионов со своими командами. Мы их просим поделиться какими-то насущными проблемами и задачами. Обязательное требование к губернаторам – должна быть не абстрактная задача, а та, в решении которой губернатор действительно нуждается. Они из самых разных областей – это организация системы здравоохранения, повышение туристической привлекательности или решение экономических вопросов, привлечение инвесторов.
Как слушатели «Школы» работают над проектом?
— Мы формируем группы из участников потока, которые приезжают в регион, на месте смотрят, знакомятся со всеми вопросами, общаются с командой, губернаторами, предлагают свое решение, в конце программы их защищают. У нас были опасения, что поездки в регионы могут превратиться в туристско-развлекательную историю. Мы рады, что ни в одном из регионов пока такого не произошло. У нас все – и участники, и губернаторы – серьезно относятся к проектам. Это действительно не какие-то гулянки и развлечения, а серьезная, напряженная работа.
А если более конкретно говорить о самой разработке программ, то занимается этим исключительно РАНХиГС либо другие структуры также участвуют?
— Программа реализуется Высшей школой государственного управления РАНХиГС, но делали мы ее и совершенствуем вместе с экспертами из других школ. В первую очередь это школа «Сколково». Отдельное спасибо хотел бы сказать Андрею Волкову, первому руководителю школы и ректору. И, конечно, Андрею Шаронову, президенту школы «Сколково», потому что они очень помогли и помогают. Огромное спасибо корпоративному университету Сбербанка и лично Герману Оскаровичу Грефу, который много времени посвятил этой программе и продолжает участвовать в ее развитии. И наш третий партнер – это Высшая школа экономики, Ярослав Иванович Кузьминов, который тоже принимал участие в разработке программы.
Будет ли четвертый поток слушателей?
— Мы надеемся, что следующие потоки будут. Это долгосрочная программа. Она была инициирована лично президентом Российской Федерации. Он поставил такую задачу. Если мы хотим каких-то изменений в качестве госуправления, то ни за год, ни за два, ни за три невозможно этого достичь. Я уверен, что эта программа рассчитана на долгие годы.
На ваш взгляд, возрастет ли в четвертом потоке число победителей конкурса «Лидеры России» среди слушателей?
— Во втором и третьем потоке часть – это победители конкурса «Лидеры России», флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей». Будет ли расти их число, не знаю – это зависит от того, кто победит в конкурсе. «Лидеры России» – это не конкурс на государственные должности. Многие почему-то считают, что участники «Лидеров России» – это те, кто хочет продвинуться на государственную службу. На самом деле это не так: большинство победителей работают в корпорациях, компаниях, отечественных и западных, есть индивидуальные предприниматели, есть владельцы собственного бизнеса. Это люди, которые хотят и дальше развиваться в этом направлении, расти.
Программа кадрового резерва – это программа, ориентированная именно на подготовку кадровых служащих высокого уровня, государственных управленцев. Если в победителях «Лидеров России» будет много людей, имеющих какой-то опыт и желание работать на государственных должностях, то, наверное, их число в программе возрастет, если нет – будет меньше. У нас здесь нет никаких лимитов.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский