Вопросы прохождения мусорной реформы и платы за ТКО входят в число тем, которые сейчас особенно волнуют жителей Кировской области. Виной тому и процессы из-за крупнейшего в регионе полигона, которые грозят мусорным коллапсом, и отсутствие столь важного для прогрессивной части жителей раздельного сбора отходов, и суды из-за тарифа на ТКО. Немало претензий у жителей и к другим платежам: к тарифам на отопление, которые растут из-за концессии, и к плате за проезд в общественном транспорте, которая многим кажется завышенной, несмотря на трехлетнюю заморозку. О причинах роста кировских тарифов, особенностях их формирования и способах снижения – в интервью «ФедералПресс» с главой региональной службы по тарифам Кировской области Максимом Михайловым.
«Закрытие полигона в Осинцах вызовет не тарифные проблемы, а мусорный коллапс»
Максим Владиславович, в конце октября региональный оператор «Куприт» обжаловал в суде снижение тарифа на мусор. Как ваше ведомство собирается реагировать на эту ситуацию?
— Пока состоялся только суд первой инстанции, есть еще апелляция, кассация, в которых мы можем продолжить наш спор с региональным оператором. Решение, которое оспаривалось «Купритом», было вынесено РСТ в рамках предписания ФАС, а антимонопольная служба намерена в споре с региональным оператором идти до конца. Сегодня нами и ФАС России поданы апелляционные жалобы в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции на решение суда первой инстанции.
Вы ожидали, что суд примет такое решение? Можно ли говорить, что РСТ ошиблась при установлении тарифа?
— Наверное, не вполне корректно в этом случае мыслить категориями «ожидали» или «надеялись». Любая организация, которой устанавливается тариф, вправе обжаловать данное решение в ФАС или суде. На самом деле, действия «Куприта» мне как экономисту понятны. Решение, которое мы приняли в августе, значительно снизило им тариф и планируемую выручку на этот и следующий годы.
Что касается решения суда в пользу «Куприта», то в предписании ФАС были спорные моменты – в некоторых случаях служба исходила не из буквальных трактовок действующего законодательства, а своего видения того, как должно осуществляться тарифное регулирование в отношении регионального оператора. На совещаниях с ФАС мы высказывали опасения, что решение может быть оспорено в суде из-за нестыковок между рекомендациями службы и требованиями действующего законодательства. Суд в итоге подтвердил наши опасения.
То есть была не ошибка с вашей стороны, а разное толкование законодательства?
— Да, в действующем законодательстве много белых пятен и недоработок. Причем сложности с установлением тарифа на ТКО есть не только у нашего региона – службы по тарифам в других регионах также направляли в Москву просьбы урегулировать целый ряд вопросов на государственном уровне путем внесения изменений в основы ценообразования. Однако ФАС в начале 2019 года пошла по пути проверок и предписаний – насколько я понимаю, так нарабатывается практика, которая в будущем найдет отражение в нормативно-правовых актах. К сожалению, наша служба оказалась в числе тех, на ком эту практику обкатали.
Наконец, о сути того, что исключила ФАС. Она исключила обновление спецтранспорта по лизинговой схеме и мусороперегрузки. В результате масштабного обновления транспортной инфраструктуры в тех объемах и в те сроки, какие планировались, область не увидит. А исключение мусороперегрузок из тарифа привело к их исключению из терсхемы. Это, в свою очередь, может привести к росту тарифа при прочих сопоставимых условиях в следующие периоды.
С другой стороны, хорошо, что это произошло в момент старта реформы, когда проще внести изменения в систему и учесть на будущее некоторые ошибки.
Недавно вице-спикер регионального парламента Роман Титов заявил, что около двух месяцев мусорный оператор будет работать фактически бесплатно, так как из-за проблем с замерами мусора часть отходов просто не учтена в тарифе. Вы согласны с таким заявлением?
– Я об этом слышал, но никаких документальных оснований, чтобы опровергнуть или подтвердить эту информацию, у меня нет. Чтобы делать такие заявления, нужно видеть документы и цифры, которые обосновывают затраты. Отчетность появится только в 2020 году – тогда, возможно, смогу это как-то прокомментировать. Пока сложно даже говорить о том, что нормативы занижены или завышены – цифр по этому вопросу нет. Информацию мы получим только к лету-осени следующего года, когда пройдут все замеры.
Пока же к самому региональному оператору тоже возникают вопросы – например, насчет того, насколько качественно осуществляется контроль за транспортировщиками отходов в плане объема вывезенного мусора. Если мы говорим о нехватке денег у оператора, то он сам признает, что пока не слишком хорошо обстоят дела по собираемости платежей с юрлиц. Также оставляет желать лучшего процент заключенных с предпринимателями договоров. Думаю, у «Куприта» есть резерв повышения эффективности работы, за счет которого они могут увеличивать денежные поступления.
Становится все более туманной судьба полигона в Осинцах. Если он в итоге будет закрыт, это не вызовет резкий рост тарифа на мусор?
— Нужно понимать, что закрытие полигона в Осинцах вызовет в первую очередь не тарифные проблемы, а мусорный коллапс в регионе – объекта, на который можно было бы вывезти сопоставимые объемы мусора, просто нет. Даже если распределить этот мусор по существующим полигонам, они в ближайший год будут переполнены. Кроме того, резко вырастут расходы на транспортировку отходов из-за увеличения транспортного плеча. Перевозка таких объемов мусора на другие полигоны – это перемещение на более длинное расстояние, чем сейчас, а значит, рост тарифа.
Как конкретно строительство нового полигона отразится на тарифе, сказать достаточно сложно, поскольку в нашем распоряжении нет ни места размещения объекта, ни его стоимости, чтобы сделать расчеты. Однако могу сказать, что для жителей области никаких ощутимых повышений платы происходить не будет. Даже если существенно увеличится экономически обоснованный тариф, это отразится на областном бюджете, а не на гражданах. Разницу придется компенсировать за счет бюджета, так как граждане защищены предельным индексом роста платы.
Министр охраны окружающей среды Алла Албегова недавно заявила, что раздельный сбор мусора вряд ли будет введен в области в ближайшее время из-за невозможности снизить тариф. Но рано или поздно это делать все равно придется. Можно ли достичь этого в будущем и за счет чего?
— Технически нам понятно, как устанавливать тарифы при раздельном сборе, и мы можем это реализовать. Но проблема здесь заключается не в установлении тарифов. Чтобы система раздельного сбора мусора заработала, она должна включать в себя множество категорий: рынок, который связан с переработкой, производством и реализацией продукции, инфраструктуру, которая обеспечит раздельный сбор, и, конечно, социальные аспекты, которые касаются формирования у жителей определенного образа жизни. Чтобы внедрить раздельный сбор, мало просто поставить несколько контейнеров – нужно, чтобы этот процесс стал экономически выгодным. Сначала у промышленности должен появиться стимул производить продукт из сортированных отходов и продавать его. Затем возникают мусоросортировочные объекты, мусороперерабатывающие производства, появляются контейнеры для раздельного сбора отходов.
Сам по себе раздельный сбор без реализации и продажи на выходе другого продукта – это дополнительные затраты, которые могут привести только к росту тарифа за счет увеличения количества контейнеров и мусоровозов. Если говорить о Кировской области, то у нас сейчас нет инфраструктуры, связанной с сортировкой и переработкой. Если в этих условиях внедрить раздельный сбор только на уровне населения в части «просто купить и поставить контейнеры», это приведет лишь к росту тарифа.
«Плата за проезд в размере 25–26 рублей имеет право на существование»
Уже почти три года стоимость проезда в общественном транспорте в Кирове составляет 22 рубля. Как вы считаете, пришло ли время для повышения платы за проезд?
— Вы правильно сказали, что тариф не меняется уже три года, и за это время многое изменилось. Инфляция, даже по официальным данным, составила около 10 % за три года, цены на топливо выросли больше чем на 30 %, повысился размер МРОТ, который сказывается на размере зарплатного фонда. Техника тоже не становится новее, чаще выходит из строя и требует ремонта, поэтому экономические основания для повышения тарифа действительно есть.
Но есть и другая сторона медали. Во-первых, транспортники должны взвешенно подойти к своим тарифным заявкам, внимательно проанализировать последствия повышения платы в виде возможного снижения пассажиропотока и снижения итоговой прибыли. Во-вторых, перевозчикам важно помнить, что пассажиров интересует не только цена, но и качество услуги. Сейчас, насколько я понимаю, большинство кировчан недовольны качеством обслуживания. Если перевозчики просто поднимут плату, чтобы перекрыть возросшие затраты, но не улучшат качество, то это будет негативная история. Если же рост тарифа будет сопровождаться улучшением качества обслуживания, то это повышение платы можно будет объяснить жителям. В ином случае увеличение платы вызовет огромный вал критики.
Нынешние 22 рубля позволяют перевозчикам качественно оказывать услугу, обновлять автопарк?
— Судя по отчетности перевозчиков, 22 рубля – это та сумма, которая позволяет им лишь сводить концы с концами и работать примерно в ноль или небольшой убыток. Эти деньги не позволяют глобально улучшать автопарк, потому что прибыль, которая была заложена в тарифе три года назад, съедается за счет роста цен. К тому же нужно понимать, что наш автотранспорт по большому счету не субсидируется за счет бюджета.
У перевозчиков сейчас минимум объективных возможностей для того, чтобы активно развиваться. Тарифа хватает только на закрытие существующих потребностей. Если сравнивать с другими городами ПФО, то у нас один из самых низких тарифов на проезд – большинство областных центров уже ушли вперед в плане роста платы.
Если тариф на проезд вырастет, то о какой сумме может идти речь? Это будет 30 рублей или 25–26 рублей, как говорил ранее сити-менеджер Кирова Илья Шульгин?
— Думаю, о 30 рублях точно не может идти речи – в процентном соотношении это просто огромный рост платы. На данный момент конкретную плату называть преждевременно, поскольку у нас нет конкретных тарифных заявок, а только письма перевозчиков о том, что финансовое состояние ухудшается и пора повышать плату. С учетом инфляции и необходимости обновления автопарка плата в размере 25–26 рублей имеет право на существование, но в любом случае потребуется анализ предоставленных документов и обоснование планируемых перевозчиками расходов.
«Мы сэкономили кировчанам более 60 миллионов рублей»
Недавно депутаты Кировской гордумы одобрили рост тарифов на отопление в Кирове на 7,6 % – многие жители в соцсетях были возмущены. Без этого действительно никак нельзя было обойтись?
— Прежде всего, необходимо сказать, отчего произошел такой рост. За счет заключенного концессионного соглашения уже во втором полугодии 2019 года планировалось повышение платежа населения на 1,5 % сверх средних индексов по Кировской области – об этом много и часто говорилось в СМИ. По факту в 2019 году мы нашли способ не допустить этого повышения. Сейчас мы говорим о переносе сроков повышения платежа населения за тепловую энергию со второго полугодия 2019 года на второе полугодие 2020 года. В итоге население во втором полугодии 2020 года получит уровень платы граждан в натуральном выражении (в рублях), как первоначально и планировалось. Рост в процентах происходит за счет того, что в этом году повышения платы за счет концессии не проводилось.
Поэтому фактическая сумма, которую население должно будет заплатить концессионеру в 2020 году, по сравнению с первоначальными планам не изменилась. Более того, за счет проработки вопроса с депутатами и КТК мы сэкономили кировчанам в отопительный период 2019–2020 гг. более 60 миллионов рублей. Понятно, что любой человек всегда недоволен ростом платы, но мы как орган тарифного регулирования обязаны руководствоваться заключенным концессионным соглашением и выдерживать эту модель.
Другой вопрос, что министерство энергетики и ЖКХ, администрация Кирова должны скрупулезно следить за тем, как выполняются условия концессионного соглашения компанией, которая взяла на себя эти обязательства, смотреть, насколько эффективно она использует средства, которые получает с граждан.
Как вам кажется, хорошо ли следят за тем, как расходуются концессионные деньги?
— Поскольку вопросы возникают и у населения, и у депутатов, наверное, можно сделать вывод, что эта деятельность даже если хорошо осуществляется, то недостаточно освещается. Полагаю, стоит приложить усилия для того, чтобы более качественно информировать об этом граждан. На одном из последних совещаний заместитель председателя правительства Александр Царегородцев заявил, что нужно повышать качество контроля над реализацией инвестиционной программы, и назвал это одной из своих основных задач.
ФАС России летом нашла нарушения при формировании тарифа на электричество в Кировской области. Я, конечно, утрирую, но была информация о том, что за счет жителей энергетики чуть ли не летают на Бали. В чем там действительно было дело и почему тариф в итоге не был снижен?
— Для начала стоит сказать о том, что подобной подачей информации, не соответствующей действительности и содержанию предписаний ФАС, жители области были введены в заблуждение.
Что касается сути предписаний – речь в них шла не о безусловном исключении части расходов из расчета тарифа. ФАС посчитала недостаточными имеющиеся в материалах тарифных дел, экспертных заключений экономические обоснования по некоторым видам затрат. Поэтому, по мнению ФАС, РСТ необходимо было провести дополнительный анализ расходов и учесть их обоснованный уровень по тем или иным статьям затрат. То есть, еще раз, об однозначном исключении расходов и сокращении тарифов речи не было.
Основная часть замечаний касалась транспортной составляющей. В тарифном решении были учтены затраты на транспортировку в виде заключенных договоров со сторонними перевозчиками, а ФАС сказала, что нужно изучить экономическую обоснованность этих расходов исходя из того, сколько бы это стоило, если бы работы осуществлялись собственными силами «Кировэнерго». Все замечания были отработаны и устранены.
Что касается «поездок на Бали», то транспортные расходы организации – это не дорогостоящие перелеты и поездки, а использование автотранспорта специального назначения, без которого ни одна ресурсоснабжающая организация обойтись не может. Это оперативные автомобили, автомобильные гидроподъемники, бурильные установки, лаборатории и так далее, которые необходимы в технологическом процессе обеспечения бесперебойного энергоснабжения и содержания электрических сетей.
То есть это предписание не могло сказаться на жителях?
— Данные предписания никоим образом не влияют на тарифы на электроэнергию для населения. В отношении них действуют определенные правила, механизмы. Уровень тарифов для населения определяется во многом на федеральном уровне ФАС России. Данная история носит во многом социальный характер, тариф для населения значительно ниже тех цен, по которым рассчитываются юридические лица, ИП. Например, у нас тариф для населения составляет 3,95 руб/кВт*ч (на селе и для тех, кто пользуется электроплитами – 2,76 руб.), а юрлица, потребляющие электроэнергию в сопоставимых условиях, платят более 8 руб/кВт*ч. Более того, население сейчас оплачивает электроэнергию по ценам ниже тех, по которым рассчитываются крупные промышленные потребители. Размеры перекрестного субсидирования составляют по региону более 2 млрд рублей – это сумма, которую население в силу такого «социального» тарифа не оплачивает. Поэтому еще раз: цена на электроэнергию для населения – это во многом социальная история, и к данным предписаниям ФАС она отношения не имеет.
Летом СМИ сообщили, что по темпам роста тарифов Кировская область оказалась на втором месте в России. Почему так происходит?
— Чтобы аргументированно комментировать данные заявления, нужно знать, на чем основываются эти рейтинги, какие тарифы в них учитывались. Например, год назад был аналогичный рейтинг со сходной публикацией, а потом выяснилось, что выросли тарифы на жилищные услуги, которые устанавливают муниципалитеты либо управляющие компании, а не на коммунальные услуги, которые устанавливает РСТ.
Я согласен с тем, что у нас далеко не самые низкие тарифы, особенно с учетом доходов нашего населения. Но, к сожалению, мы вынуждены констатировать, что тарифы зависят в основном не от платежеспособности населения, а от внешних, макроэкономических факторов (например, стоимости энергоресурсов – угля, мазута, газа).
Как снизить эту нагрузку? С учетом того, что финансовые возможности нашего бюджета в части роста мер социальной поддержки населению ограничены, выход в снижении экономически обоснованного тарифа. Но здесь должны использоваться не только тарифные, а прежде всего технологические механизмы.Если мы посмотрим, например, на структуру тарифа на отопление по области, то увидим, что он состоит из оплаты труда кочегаров, которые работают в старых котельных, и покупки топлива – там нет расходов на модернизацию инфраструктуры.
Не снимая или не снижая ответственность РСТ за формирование тарифов, необходимо отметить, что, во-первых, существуют ряд законодательных ограничений, в рамках которых мы осуществляем свою деятельность, а во-вторых, тариф является некой вершиной айсберга энергетики. В тарифе находят отражение как позитивные, так и негативные тенденции экономических процессов. По сути, тариф зачастую – это следствие. Он неразрывно связан со стратегией развития энергетики, с вопросами газификации региона, с вопросами актуализации и оптимизации схем теплоснабжения, укрупнения ТСО и сокращения их количества. Для того чтобы тарифы не росли, а значительно сокращались, требуются изменения, преобразования фундамента, основы, которая служит базой для расчета тарифа.
Фото:правительство Кировской области,администрация города Кирова, ФедералПресс / Евгений Поторочин