Top.Mail.Ru
Общество
Челябинская область
5

«Мы хотим, чтобы люди пересели в общественный транспорт»

В декабре на Южном Урале принят закон о создании единой транспортной сети между Челябинском, Копейском и Сосновским районом. Это стало одним из первых больших этапов реформы общественного транспорта Челябинска. Дальше будет больше: разработка транспортной схемы города, отмена наличных расчетов, полное обновление на рынке перевозок и другие коррективы. Что конкретно изменится в общественном транспорте Большого Челябинска, «ФедералПресс» рассказали министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Алексей Нечаев и первый заместитель министра Александр Филиппов.

Почему было решено создать единую транспортную сеть?

Алексей Н.: Потому что мы понимаем, что жители Челябинска – это уже и жители Копейска, и Сосновского муниципального района. Челябинск продолжает разрастаться. Жители агломерации, которые работают в областном центре, вынуждены ежедневно с пересадками добираться до места назначения, каждый раз оплачивая проезд. Агломерация позволит сделать так, чтобы человек мог с пересадками добраться до места назначения, заплатив всего один раз.

Александр Ф.: По закону городской транспорт не может выходить за границы, и когда встает вопрос о транспортном обслуживании, человек не может понять, почему автобусы не ходят, например, в поселок Западный, – это всего 3–4 минуты от Шершневского кольца. Закон о перераспределении полномочий позволит связать муниципальные образования. У нас будет единый билет – в Копейск, в Сосновский район, по городу Челябинску: пассажир сможет, не доплачивая, пересаживаться и ехать, куда ему нужно. Конечно, будут разработаны разные тарифы: с пересадками чуть дороже, без пересадок – дешевле.

Алексей Н.: Второе важное для нас нововведение – уход от наличного расчета. Маршрутные такси не дают билеты за проезд, поэтому отследить прозрачность платежей невозможно. Мы внедрим безналичный платеж, чтобы пассажиры смогли рассчитаться картой МИР, социальной картой, с помощью смартфона и так далее.

И третье, что мы хотим сделать: избавиться от тех машин, у которых, условно говоря, колеса на ходу отваливаются. При проведении конкурсов на право обслуживания маршрута выставим жесткие требования. Например, автобус не старше трех лет, зеленого цвета и так далее.

Кто будет заниматься разработкой транспортной сети агломерации «Большой Челябинск»?

Александр Ф.: Мы узнаем это после того, как проведем конкурсную процедуру на большую научно-исследовательскую работу. Хотим получить цельную картинку на Большой Челябинск. Работу будем заказывать у специализированной организации с опытом подобных работ, чтобы ни у кого не возникло сомнений в том, что она выполнена компетентными людьми. К лету надеемся уже получить итог.

Сколько будет стоить контракт на разработку транспортной сети Челябинска?

Алексей Н.: Стоимость контракта будет определена по итогам конкурса. Начальная цена составляет 90 млн рублей. Конкурс на проведение планируем объявить в январе-феврале, техническое задание мы уже фактически сформировали. Исполнитель изучит пассажиропоток как в самом Челябинске, так и между областным центром, Копейском и Сосновским районом. Главное, что в новой транспортной сети станет понятно, где и какое транспортное средство востребовано: большой автобус или автобус малой вместимости, а также интервальность маршрутов.

Но это лишь часть работы. Всего планируется три больших раздела. Второй раздел посвящен расчету НМЦК (начальная максимальная цена стоимости маршрута). Иначе говоря, нам посчитают, сколько будет стоить тот или иной маршрут.

В третьем разделе исполнитель подготовит документы для заключения концессионного соглашения по обновлению трамвайной сети. На данный момент мы ведем переговоры с инвестором, и один из разделов как раз посвящен подсчету стоимости контракта и подготовке документов. Но этот процесс будет не таким быстрым, как обновление маршрутной сети Челябинска.

После того как исследование будет готово, как дальше будет меняться транспортная сеть Большого Челябинска?

Александр Ф.: По итогам исследования будет разработана маршрутная сеть с указанием интервальности и класса вместимости автобуса. Исходя из этой информации, мы разработаем документацию и проведем конкурсы на осуществление услуг по перевозке пассажиров.

При этом изменится транспортная модель: деньги владелец маршрута собирать не будет, его задача – оказать качественную услугу по перевозке. Допустим, есть договор оказания услуг. По нему перевозчик обязуется возить из точки А в точку Б автобусами определенного класса по прописанному маршруту и расписанию. За нарушение пунктов будут применяться штрафные санкции. Но если он выполнит работу без нареканий, то получит сумму, оговоренную контрактом. К примеру, перевозка пассажиров из Копейска в Челябинск условно будет стоить 1 млн рублей. Если все рейсы выполнены и замечаний нет, к концу месяца перевозчик получает деньги.

Все денежные средства от поездок будут аккумулироваться на счете областного государственного казенного учреждения, которое, в свою очередь, будет перечислять деньги в бюджет Челябинской области. А из бюджета будут выделяться средства на расчет с перевозчиками.

Требования к перевозчикам тоже изменятся?

Александр Ф.: Мы знаем, что существует нехорошая практика торговли путевками, когда хозяин маршрута, выиграв конкурс, продает путевку частнику. Ты покупаешь документ, ездишь по маршруту, отдаешь за путевку какую-то сумму, а все остальное забираешь себе. Мы хотим это полностью исключить.

На рынке останутся ИП или юридические лица, готовые прийти с новыми автобусами. Водители автобусов и маршрутных такси будут работать по официальному трудовому договору. Кроме того, каждый перевозчик разместит свои машины на специальных базах. Мы уйдем от практики, когда владелец маршрутного такси после рейсов ставит свою машину перед домом на ночь.

Готов ли рынок частных перевозок к таким глобальным изменениям? Вряд ли большая часть рынка уже готова закупить новые автобусы.

Александр Ф.: Если взять мелких перевозчиков, они могут встать на небольшой маршрут, который не потребует больших вливаний. Другой вариант – скооперироваться, ведь сегодня закон позволяет создавать товарищества. Либо два-три небольших юрлица могут собрать большой капитал, взять крупный лот и купить большие автобусы. Сегодня много лизинговых предложений на рынке, когда за первоначальный платеж дается автобус, за который потом идет постепенный расчет. Это удобная схема, особенно потому что предприниматель ежемесячно будет гарантированно получать расчет за госконтракт.

По нашим оценкам, рынок Челябинска готов к тому, чтобы взять в лизинг новые газовые низкопольные автобусы большой вместимости. Мы знаем, что есть два-три крупных игрока на рынке, которые готовы участвовать в конкурсах.

С ними были уже проведены переговоры?

Александр Ф.: Нет, мы с ними не общались, но видим работу тех, кто обслуживает межмуниципальные маршруты. Есть компании, которые уже сейчас заходят на конкурсы с новыми автобусами. Не исключено, что придут и другие игроки, это же конкурентная процедура, где любой желающий может участвовать. Мы надеемся, что на рынок зайдут достойные компании с большими автопарками.

Алексей Н.: Мы хотим, чтобы ситуация с перевозчиками кардинально изменилась. А крупные игроки дорожат своей репутацией и при работе формируют собственную базу, начиная с автомойки и заканчивая медицинской службой.

Отмена наличных – с 2021 года

Постепенно ли будет проводиться деятельность по переводу общественного транспорта на новую работу? Например, наличные будут поэтапно на маршрутах отменяться?

Александр Ф.: Если делать постепенно, то это станет экономически нецелесообразным. Нужно будет хорошо готовиться, заранее отыграть все конкурсы, и в день Х вся система должна заработать по-новому. Как запускают часовой механизм? Невозможно заставить двигаться отдельную шестеренку. Мы собираем их все и в один момент запускаем систему.

Поэтому наша задача – чтобы к концу года мы имели на руках все госконтракты и нам были известны все перевозчики. Кроме того, должна быть готова платежная система. Если возникнут опасения, мы можем отложить момент перехода. Может, возьмем на вооружение опыт Москвы и сделаем проезд на неделю бесплатным, пока идет запуск.

Тем не менее рассчитываем, что с 1 января 2021 года общественный транспорт в Большом Челябинске начнет работу полностью в новом формате.

Как будет организована система безналичных расчетов?

Александр Ф.: Расходы на эмиссию транспортных карт возьмет на себя бюджет Челябинской области. Также на базе имеющихся пластиковых карт МИР будет разработано приложение для оплаты проезда. По решению губернатора все существующие льготы у пассажиров сохранятся.

Поэтому к 30–31 декабря 2020 года все льготники должны будут иметь на руках карты нового образца, а люди, регулярно пользующиеся общественным транспортом, – специальное приложение. Все должно быть активировано и готово к использованию. Мы подготовим необходимое количество 2–5-разовых карточек проезда. Такие карточки будут продаваться на вокзалах, в аэропорту и других местах, которые укажут нам в научно-исследовательской работе по транспортной сети города.

В Челябинске уже пытались серьезно изменить маршрутную систему, это обернулось криминалом: доходило до того, что сжигали маршрутные такси, выбивали окна. Не боитесь ли повторения подобной ситуации? Вряд ли челябинские перевозчики захотят лишиться наличных.

Александр Ф.: Бояться этих изменений и идти на поводу у криминалитета мы просто не имеем права. Поэтому надеемся, что совместно со всеми правоохранительными органами не допустим каких-либо конфликтных ситуаций, которые могли бы привести к уничтожению собственности или другим незаконным действиям. Такие случаи будут моментально пресекаться.

Новая жизнь потребует детальной настройки

Каким вы видите итог всех изменений, которые произойдут в единой транспортной сети Большого Челябинска? Что изменится для горожан?

Александр Ф.: Во-первых, когда появятся крупные операторы, на дорогах станет безопаснее. Этот показатель сложно измерить, но мы должны создать условия, когда человек в общественном транспорте чувствует себя максимально безопасно. Благодаря тому, что подберем оптимальное количество автобусов и уберем дублирующие маршруты, мы уйдем от гонок между водителями.

Во-вторых, замещая три-четыре маршрутных такси малой вместимости на один большой газовый ЛиАЗ, мы добьёмся улучшения экологической ситуации в городе.

В-третьих, жители агломерации сократят расходы на проезд с пересадками. Особенно важно для жителей пригорода – Копейск, Вишневая горка, Белый хутор и пр. территорий. Уезжая и на работу, и с работы, он будет платить один раз – это существенная экономия для семейного бюджета.

В-четвертых, мы уйдем от «черного нала», который крутится в этой сфере в неизвестных размерах. И косвенно бюджет выиграет от налогов, которые будут платить подрядчики.

Но главное – автобусы будут ходить по интервалу. Как сейчас работают маршруты? Большая часть машин выходит на рейс только в пиковые нагрузки. Если попробуете уехать куда-то в десять вечера, вряд ли у вас получится. С введением новой транспортной системы у нас гарантированно будут ходить автобусы до 12 ночи.

Нет ли опасений, что научная работа будет не соответствовать реальным потребностям челябинцев в общественном транспорте?

Александр Ф.: Конечно, мы допускаем, что могут быть ошибки в расчетах. И если заметим, что в час пик автобус штурмуют пассажиры, значит, либо изменим интервал, либо увеличим класс автобуса. Это уже детальная настройка механизма, который запустим в январе.

Поэтому мы и хотим запуститься в январе. Все новогодние праздники мы проведем на работе. Первого января 2021 года у нас будет фора в полдня. До обеда планируем настраивать систему, и оставшиеся праздничные дни уйдут на то, чтобы отладить ее работу. К первому рабочему дню будем готовы.

Алексей Н.: Чтобы заранее учесть все пожелания горожан и экспертов, мы создаем рабочую группу, которая поможет компании в разработке транспортной сети Челябинска. Кроме того, все желающие могут направлять свои предложения на электронную почту main@mindortrans74.ru, указав в теме письма хэштег #БольшойЧелябинск, либо в комментариях под соответствующими постами аккаунтов Миндортранса в соцсетях.

Губернатор говорил, что хочет включить метро в единую транспортную сеть. Каким образом это будет сделано?

В научно-исследовательской работе мы попросим проектировщика рассмотреть варианты, как можно вписать действующую схему метро в новую систему общественного транспорта. Проблема в том, что сегодня четыре станции никак не соединены между собой. И необходимо определенное количество денежных средств, чтобы станции соединить. Есть предложение через центр города увести трамваи под землю. Но нужно рассчитать обоснованность этого решения, чем и займется компания, выигравшая конкурс на проведение научно-исследовательской работы.

На этом закончится работа по изменению системы общественного транспорта в Челябинске?

Алексей Н.: На этом мы не останавливаемся. Наша задача – отдать приоритет общественному транспорту на дорогах. Чтобы он передвигался по городу быстрее, чем личный автомобиль. Мы хотели бы с учетом транспортной схемы увеличить количество полос для общественного транспорта. Кроме того, 25 декабря мы подписали соглашение с Росавтодором о выделении финансирования на внедрение интеллектуальной транспортной системы. Она как живой механизм будет подстраиваться под ситуацию на дорогах, рассчитывая оптимальное время светофора и давая возможность общественному транспорту передвигаться по городу быстрее. У нас еще много направлений, над которыми мы работаем.

Мы хотим, чтобы люди пересели в общественный транспорт. Чтобы как в Москве или любом европейском городе в будни челябинцы использовали городской транспорт, оставляя авто у дома, а в выходные брали машину для поездок на дачу или в магазин.

Фото: пресс-служба губернатора, пресс-служба министерства дорожного хозяйства

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.