Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

«Национальной индустрии гостеприимства есть что показать»

Россия уникальна со своей природой, историей, культурой, но мы отстаем по развитому туризму, утверждает Волков
Россия уникальна со своей природой, историей, культурой, но мы отстаем по развитому туризму, утверждает Волков

Отечественная индустрия гостеприимства сформировалась не сегодня. Но впервые сделана попытка объединить довольно разные категории бизнеса в едином центре, протестировать их умения и навыки и помочь реализоваться наиболее интересным проектам. С этой целью с 11 по 13 февраля в Сочи проводится первый всероссийский конкурс «Мастера гостеприимства». Организатором выступает АНО «Россия – страна возможностей», соорганизатор – Общенациональный союз индустрии гостеприимства. Подробнее о том, какова национальная индустрия, как можно дальше развивать внутренний туризм и что для этого сделано уже сейчас, «ФедералПресс» рассказал вице-президент, исполнительный директор Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков.

Как конкурс «Мастера гостеприимства» может улучшить индустрию отечественного гостеприимства?

— Точное определение индустрии гостеприимства на сегодняшний день никто так и не дал. Мы думаем, что туда входит больше ста сфер, кто-то называет другие цифры. Этот конкурс направлен на то, чтобы задать новый вектор индустрии гостеприимства, то, как можно влиять на туризм, увеличивать продажи, участвовать в федеральных программах. Конкурс дает возможность повысить престиж профессии индустрии гостеприимства. Сегодня люди в целом мало знают о России. Мы конкурс делали специально, чтобы формировать кадровый резерв для этой сферы, повышать узнаваемость страны.

Какие наиболее яркие проекты, участников вы бы выделили?

— В общем, все проекты про туризм. И люди точно понимают свое место в проекте. Много идей связано с подготовкой кадров. Действительно, это большая проблема в стране – нехватка кадров и компетенций. Много ребят подготовили обучающие курсы. Кто-то взглянул на индустрию гостеприимства с другой стороны. Как переделать железнодорожный вагон, сделать его интересным, чтобы там можно было с пользой проводить время? Люди пытаются преобразить то, что есть на поверхности. Мы получаем другой взгляд на привычные вещи.

Есть идеи, связанные с доступностью транспорта, популяризацией своих регионов. Много предложений в области цифровизации. Например, мобильные приложения, которые связаны с образованием, продвижением региона и страны. Главное, у всех есть желание что-то сдвинуть с места и идти вперед. Мы как раз таких мастеров гостеприимства здесь и ищем. Думаю, даже те, кто не победил, пойдут дальше реализовывать свои проекты.

Бытует мнение, что качество услуг в туриндустрии в России ниже, а цены выше, чем на популярных зарубежных курортах. Однако в последние годы ситуация меняется. Расскажите, пожалуйста, чего удалось достичь?

— Удалось сформировать сеть туристическо-информационных центров. Это некие точки доступа на уровне коммуникации государства, бизнеса и граждан, с помощью которых люди узнают, куда поехать и что посетить. Думаю, что мобильные приложения и различные гаджеты позволяют сегодня больше узнать о России.

Активно развивается событийный туризм. Появились интересные фестивали, праздники как фактор притяжения в другой регион, в том числе, вне сезона.

экспертное мнение
Грант Бабасян
13.02.2020, 14:05

«Мастера гостеприимства» помогают авторам идей и предпринимателям найти друг друга»

Появилось большое число людей, которые хотят менять других – обучать, поддерживать. Тут надо подключать государство.

Промышленный туризм начал шагать по стране. Это и дулевский фарфор, и Покровский пряник, и завод Калашникова, и «Автоваз». Они одни из лидеров по промышленному туризму со своими пряниками, самоварами, Тульским Токаревым (пистолет марки ТТ) и т.д. Тут мы преуспели. Пока есть сложность с «упаковкой», продвижением своих идей. Это, как правило, дорого и недоступно по разным причинам.

Задача нашего конкурса – обратить внимание на страну, изменить отношение к ней. Немногие знают, например, с чем ассоциируется Тюмень.

Сегодня надо поработать над транспортной доступностью и авиационной мобильностью. Она у нас одна из самых низких в мире в связи с большой территорией. Это развитие аэропортов, лоукостеров, чтобы можно было полететь в любую точку страны без особых затрат. Чтобы показать нашу страну, мы проводим полуфиналы в разных городах, в том числе, в Тюмени, Салехарде, Крыму – совершенно разные места по климатическим зонам, своему наполнению. Думаю, участники конкурса станут проводниками развития туризма в России. Важно детям со школьной скамьи заложить любовь к путешествиям по нашей стране.

Если кавказское гостеприимство славится благодаря своим традициям, можно ли говорить о таком же подходе, например, в средней полосе России?

— Конкуренция в туризме существует всегда. Сегодня Поволжье, Татарстан, Башкирия развивают свои сферы туризма. Северный Кавказ давно стал брендом с точки зрения гостеприимства, но к нему относятся субъективно и с опаской. Надо говорить, что там безопасно. Горнолыжные курорты еще недотягивают до французских, но они есть. Также увеличивает обороты турпоток Крыма. Много для гостеприимства делают Краснодарский край, Москва, Ростов-на-Дону, Псковская и Тульская области.

Активно развивается в регионах эногастрономический туризм (винный гастрономический туризм). Через него можно показывать наш культурный код. Но многое зависит от самих людей, мастеров, которые это гостеприимство создают – руками, головой, командами. Жители Камчатки, Владивостока, Алтая не менее гостеприимны, чем кавказцы. Просто туда далеко лететь. Сегодня практически вся страна занялась туризмом.

Чего не хватает отечественной индустрии гостеприимства?

— Нужно государственное финансирование. Важно также «прокачать» всех, кто занимается туризмом. Все администрации, департаменты должны быть в одном информационном поле, с единым уровнем компетенций.

Необходимо внедрять лучшие практики. Нужно понимать, кто находится в индустрии гостеприимства. Поэтому наш слоган звучит так: «Развивая туризм, развиваем Россию». За этим будущее.

Индустрии гостеприимства не хватает доступности с точки зрения стоимости билетови потраченного времени в пути. Правда, на Камчатку необязательно летать каждый день, но увидеть это стоит. Сравнивать с океаном, морем это вообще нельзя. Есть уникальные курорты мира, но Россия не менее уникальна со своей природой, историей, культурой. При этом мы в десятки раз отстаем по развитому туризму.

Бывает такое. Есть важные исторические, природные маршруты. Но там не хватает туристической индустрии. Я имею в виду не раскрученные направления, а исторические маршруты в древних городах, таких как Смоленск, Курск, Воронеж, город Старая Русса и так далее. Почему? Может быть, нужна господдержка таким направлениям?

— Думаю, это вопрос стратегический. План мероприятий, который подготовил координационный совет при правительстве РФ, закладывает направления развития регионов. Помогут финансирование приоритетных регионов, межрегиональное сотрудничество и совместные проекты. Например, партнером нашего конкурса является Золотое кольцо Боспорского царства. Четыре региона – Краснодарский край, Республика Крым, Севастополь и Ростовская область – объединились для развития туризма. Такие яркие примеры создают будущее туризма в России.

Не хватает еще и компетенций. Есть вещи, которые можно делать без денег. Поэтому мы и другие организации в стране призваны обучить, рассказать, как развивать туризм, дать новые связи и информацию, передать лучшие практики и территории.

Можно ли создавать новые маршруты по примеру Золотого кольца России? И закреплять их на уровне господдержки? Например, Серебряное кольцо России, Малахитовое кольцо где-нибудь на Урале и так далее.

— Региональные финансы ограничены. Вливать в туризм больше, чем есть, регионы не могут. Сделать бренд, сайт – дорого, а деньги есть только на зарплату. Думаю, это вопрос глобальной коммуникации с федеральными и региональными органами исполнительной власти, синхронизация и поиск решений. Большое количество «колец» нам не поможет. Даже проект Золотого кольца России ослабевает с точки зрения продвижения. Хотелось бы, чтобы все это гремело, но внимания недостаточно. Думаю, что будут развиваться и Северное Ожерелье, и Енисейская Сибирь, и Большой Алтай. Я знаю ряд компаний, кто готов работать в Брянске, Воронеже, Курске, Смоленске в области военно-патриотического туризма. Думаю, неважно, как это будет называться, но межрегиональное сотрудничество должно быть.

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.