Учебные заведения всей страны закончили год в дистанционном формате. Многим процесс перехода на удаленный формат работы дался непросто. О том, как справился с задачей Челябинский государственный университет, «ФедералПресс» рассказал ректор вуза Сергей Таскаев в рамках проекта «Персона недели».
Безболезненный переход на дистант
Сергей Валерьевич, как проходил ваш переход на дистанционную форму работы? Вуз самостоятельно выбирал формат преподавания в период действия режима безопасности?
– Никто в системе высшего образования не мог представить, что когда-то наступят времена и все массово перейдут на дистанционную форму обучения. Однако это произошло, и практически одномоментно. Не всем это далось легко, но у нашего вуза получилось.
В марте состоялось совещание в правительстве области. Первый заместитель губернатора Ирина Альфредовна Гехт задала вопрос, смогут ли вузы перейти на дистант. Александр Леонидович Шестаков (прим. ред – ректор ЮУрГУ) ответил, что такого не было никогда, но если надо, мы это сделаем. Буквально через два-три дня выходит приказ министра науки и высшего образования о переходе высшей школы на дистанционную форму обучения. Приказ надо было сразу реализовывать.
Предлагались разные варианты и стратегии, каждый вуз решал сам, какую выбрать. Некоторые решили использовать популярные электронные площадки. Но мы спрогнозировали проблемы с сетью, большую нагрузку на сервер. Чтобы такого не было, решили не ограничивать преподавателей в выборе каналов коммуникации со студентами. Большинство предпочли занятия на платформе Zoom. У нее есть свои плюсы и минусы, но там с успехом проводятся лекции, защиты квалификационных работ.
Как поменялась суть защиты в этих условиях?
– Практически никак. Просто участники, квалификационная коллегия собирается не в одном месте, а выходят на связь кому как удобно. Есть возможность демонстрации презентации. Человек так же выступает, ему задаются вопросы в режиме реального времени.
Не было ли опасения, что студенты будут подсматривать ответы, ведь мы не видим, какие подсказки находятся рядом с ним в момент ответов?
– Мы всех студентов хорошо знаем к моменту выхода их на защиту. Если человек занимался посредственно, вряд ли ему помогут подсказки. В любом случае, защита – это способность показать и преподнести свои знания.
В ЧелГУ работают преподаватели с огромным опытом, люди пожилого возраста. Как вы сумели их обучить современным онлайн-технологиям? Или их уровень владения видеосвязью был достаточным?
– Переход на дистант в этом смысле позволил некоторым преподавателям повысить квалификацию, и если кто-то еще был с компьютером на вы, то они быстро освоили новые для себя технологии. Да, некоторые сложности возникали. Факультеты оперативно запустили специальные короткие курсы, молодые преподаватели помогли старшим, показали работу онлайн.
С психологической точки зрения были проблемы?
– Да. Одно дело, когда ты сидишь в аудитории и по глазам понимаешь реакцию на свои слова, другое – когда смотришь в монитор. Зрительный контакт очень важен. Когда я смотрю на студентов, то сразу вижу, понимает меня публика или нет. Не каждый человек может быстро приспособиться к такому режиму работы.
Не возникло проблем с контролем рабочего времени преподавателей?
– Все преподаватели – взрослые и ответственные люди. Обязанность контроля рабочего времени лежит на заведующих кафедрами, однако сознательность наших преподавателей – это основа эффективного образовательного процесса. Несколько раз мы проводили централизованный контроль качества нашей «новой реальности»: опрашивали студентов и преподавателей, как организован учебный процесс, с какими сложностями они сталкиваются, как студенты воспринимают материал, нравится ли им такая форма обучения. И, надо сказать, получили хороший отклик. В момент такого массового перехода на дистант должно было быть много проблем, но их почти не оказалось.
Но наверняка не все направления образовательной деятельности можно перевести на дистант?
– В самом начале перехода это был один из самых важных вопросов. Часть реализуемых программ подразумевают практическую работу. Это лабораторные, научно-исследовательские практикумы. К примеру, на физическом факультете очень сложно проводить эксперименты, когда ты находишься не рядом с приборами. Равно как невозможно провести удаленно практикум по химии. Но по многим направлениям еще до карантина были созданы информационные системы, позволяющие имитировать лабораторные работы, различные эксперименты с помощью компьютера. В частности, на том же физфаке создан виртуальный лабораторный практикум. Использовался он для текущего контроля знаний студентов перед допуском к лабораторной работе. Это позволяет понять, как работают процессы, что ты можешь получить в результате эксперимента. Мы воспользовались этим практикумом, получили зависимости, обработали результаты, приобрели необходимые знания в этом процессе.
Очень важно, что вынужденный дистант сделал сообщество вузов открытым. Мы получили доступ к лекциям Московского государственного университета, Высшей школы экономики. Пожалуйста, заходите, смотрите, изучайте. Дистанционная форма обучения не заменила очную, но расширила возможности студентов для получения информации.
Все эти меры не были напрасны? Были ли заболевшие коронавирусом в университете?
– Среди студентов и преподавателей случаи заболевания встречались, но не в стенах вуза. Заражение случилось за его пределами и болезнь переносилась так же – дома. Все благополучно выздоровели. От коронавируса сложно защититься. В ЧелГУ мы уделяем большое внимание защите: проводим замер температуры, обрабатываем руки антисептиком, соблюдаем масочный режим, сократили количество сотрудников, работающих в офлайне. Конечно, если бы мы продолжали работать в привычном режиме, кто-то зараженный пришел бы в аудиторию, болезнь бы начала быстро распространяться, и счет был бы на десятки. Значит, меры были приняты правильные и вовремя.
Поступление онлайн
А как проходит приемная кампания в новых условиях? Вам ведь и в этом вопросе нужно было принимать оперативные решения.
– Кампания уже идет. Документы подаются Почтой России, электронной почтой и через личный кабинет абитуриента на сайте ЧелГУ. Только наш колледж получил право принимать документы очно с соблюдением требований безопасности.
Такая виртуальная приемная кампания тоже таит в себе некоторые сложности, но мы их преодолеваем. Если раньше вы могли прийти в вуз, поговорить с представителями факультетов, чтобы определиться, какое направление вам более интересно, получить ответы на волнующие вопросы, то теперь личный контакт опять же оказался исключен.
Однако мы по максимум наполнили нужной информацией интернет-площадки: сайт университета, его паблики в социальных сетях. Размещаем документы, справочные материалы, виртуальные экскурсии по вузу и факультетам, устраиваем онлайн-встречи с деканами. Бесперебойно работает колл-центр – по телефону также поступает много запросов.
Как это повлияло на активность абитуриентов?
– Как показала практика, заявлений сдается больше, потому что это удобно. Не выходя из дома и отсканировав свои документы, вы можете в течение 15 минут поступить в любой вуз Российской Федерации. На сегодня в ЧелГУ поступило более тысячи заявлений – это в разу больше, чем за такой же период в прошлом году.
Я считаю, надо учиться там, где ты родился. Челябинск активно развивается, улучшается его инфраструктура и растет количество возможностей для молодежи.
Именно в вузе?
– Именно в ЧелГУ. В этом году мы сделали колоссальный рывок по расширению своих площадей. Строим физкультурно-оздоровительный корпус с бассейном, открываем новый международный кампус. Появились возможности нарастить лабораторный фонд.
Как вуз готовится к новому учебному году? На какой формат работы вы настраиваетесь?
– Мы верим в лучшее, но готовимся к худшему. Не исключен промежуточный вариант. Ситуация с коронавирусом непростая, ее развитие трудно прогнозировать. Конечно, хотелось бы начать учебный год в очном формате. Но на случай, если это окажется невозможным, все технологии у нас уже отработаны.
Окончание школы у ребят получилось скомканным, и хотелось бы, чтобы они пришли 1 сентября в университет. Этот праздничный день в кругу новых друзей и преподавателей – как символ новой жизни, новых горизонтов.
А как у вас проходит вручение дипломов?
– Очно, с соблюдением норм безопасности. Следим, чтобы выпускники не скапливались, соблюдали дистанцию. Вручение происходит на свежем воздухе, в ботаническом саду или фойе университета. Конечно, это далеко не так торжественно, как могло бы быть. Но мы еще наверстаем свои торжества.
Фото: пресс-служба ЧелГУ
Компания/персона недели