Top.Mail.Ru
Общество
Свердловская область
0

Климат зелени не помеха, а плоские крыши только в плюс. Екатеринбург может стать городом-садом на высоте

Екатеринбург может стать городом-садом на высоте
Екатеринбург может стать городом-садом на высоте

Вопросы озеленения и благоустройства в последнее время выходят на первый план в прогрессивных городах. Екатеринбург не исключение. Этим вопросам в уральском миллионнике уделяют не малое внимание. Все, что вырубается в ходе строительства и реконструкции каких-либо объектов, потом же восстанавливается вдвойне и втройне. Специалисты верят, если к этому применить новые подходы и технологии, то Екатеринбург вполне может стать еще зеленее и уютнее. Как плоские крыши могут помочь в создании города-сада на высоте, можно ли сделать фасады зданий в зеленой листве, какие расходы для этого нужны и не помешает ли резкий уральский климат в интервью «ФедералПресс» рассказала создатель территории ландшафтных решений Юлия Сорокина.

В начале ХХ века архитектор Зигмунд Домбровский хотел сделать Свердловск городом-садом, насколько сегодня реально воплотить эту идею в современных реалиях в Екатеринбурге – городе с плотной застройкой?

— Эта была идеальная картинка, которую нам, ландшафтным дизайнерам, хочется воплотить. Плотная застройка нам совсем не мешает, Екатеринбург – город плоских крыш. Сегодня современные технологии позволяют проводить озеленение кровель, фасадов. Нам никто не мешает использовать действующие постройки, а новые возводить с учетом новых технологий. Сегодня мы тоже можем сделать город-сад, но город-сад будет оторван на несколько этажей вверх, что тоже не плохо.

Если можно сделать крыши зелеными, можно сделать такими же и фасады по принципу вертикального озеленения?

— Вертикального озеленения не нужно бояться, его можно и нужно воплощать в Екатеринбурге. Даже растения особо искать не нужно, есть те, которые зимой остаются зеленые, как из детской загадки «зимой и летом одним цветом». Это елочки, они сейчас есть совершенно разных размеров и форм, это не те гигантские ели, к которым мы привыкли.

faf36e4df5af81f8d4890b74b197e2dd.jpeg

У нас длинное межсезонье; чтобы фасад не был грустный, нужно подбирать правильный посадочный материал. Это то, с чем хочется работать, это то, чего еще немного побаиваются застройщики, так как нет опыта. Но такой опыт есть в других прогрессивных городах. Я была в Сингапуре, и там по фасадам свисают растения, и фасады приобретают совершенно другой вид.

Но Сингапур – это один из богатейших городов-государств мира, там другие бюджеты. Во сколько же Екатеринбургу могут обойтись зеленые фасады и согласятся ли их внедрять застройщики или мэрия, есть ли бюджетные варианты?

— Вертикальное озеленение применяют не только в Сингапуре. Сама технология настолько проста и примитивна, что ее можно легко повторить. Здесь не надо говорить о каких-то огромных затратах. На сегодня именно фасадные материалы безумно дорогие, растения по сопоставимости выйдут дешевле, и они будут внешне выигрывать. Просто нужно набраться смелости и сделать один раз.

Насколько все же дешевле обойдется фасад из растений, есть примерные расчеты?

— Подробно экономику вопроса не считали, но есть понимание, что именно отделочный материал дорогой не будет закупаться, а вместо него будет растение. Нужно считать, но пока не было запроса. Есть только смелые мечты. Но в Екатеринбурге все неплохо с озеленением стилобатов, так что я думаю, что и до озеленения фасадов и крыш мы тоже скоро дойдем.

Недавно один застройщик рассказывал, что хочет построить зеленый мост, соединяющий 2 жилых комплекса. Это тоже вполне сингапурский подход. Застройщики начинают понимать, что какие-то фишки именно в озеленении им нужны, чтобы и квартиры лучше продавались. Сейчас люди хотят жить в зелени и дышать чистым воздухом, жители к выбору жилья стали более тщательно подходить. Застройщики начали следить за трендом и модой, а они диктуют, что надо жить в зеленом доме.

Вернемся к озеленению крыш, погода и наш климат позволят сделать их?

— У нас есть очень много примеров, как это все реализуется в Финляндии, Германии, где климат похож на наш. Здесь не вопрос климата, а вопрос подхода. Застройщики пока побаиваются строить дома с зелеными крышами, потому что нужно увеличивать нагрузку на здание, земля в мокром состоянии тяжелая. Но, опять же, есть седумы – неприхотливые растения, которые живут в очень тонком слое земли, есть специальные мембраны, которые не создают дополнительную нагрузку, и данные технологии вполне можно применять в городе плоских крыш, в нашем городе конструктивизма вполне может появиться красивый вид из окна, если кто-то живет выше, за этой красотой можно наблюдать и наслаждаться.

3e7e7fa6b4c9a89d5537fa23b13b254f.jpeg

Сейчас такой период интересный, когда мы не можем выехать куда-то за границу и мы вынуждены отдыхать в нашем городе. Я считаю, уют проще создать здесь, чем постоянно выезжать куда-то. Сейчас почти у каждой уличной веранды есть озеленение, раньше этого не было.

Как вы можете оценить благоустройство Екатеринбурга, чего не хватает городу, чтобы он стал еще уютнее?

— Не хотела бы оценивать. Буду говорить не как специалист, а как житель. Мне не хватает объемно-пространственной структуры, созданной не архитектурой, а деревьями. Деревья у нас соразмерны человеку, и человек чувствует себя среди них уютно. Мы все вышли из лесов и полей, у нас нет психологического напряжения, когда мы находимся среди растений. Когда мы среди высоток и небоскребов, на нас идет психологическое давление, которое мы не можем выразить, но оно потом выражается в виде стресса, человек чувствует себя песчинкой. Растения нам могут очень сильно помочь. Когда мы добавляем соразмерные нам деревья, когда нам среди них уютно, отгораживаясь от высоких архитектурных стен, мы чувствуем себя по-другому.

Есть современные тенденции европейские, где самую узенькую улочку стараются озеленить. Они для этого выбирают деревья колоновидной формы, а также засухоустойчивые. Они понимают, что климат меняется, и они готовятся заранее. Они уже сейчас выращивают такие деревья, которые засухоустойчивы. Через 20–30 лет, когда климат изменится, это все подрастет и будет востребовано.

Мы пока не используем древесные покровы. Хочу отметить, что ствол может быть совершенно различных цветов. Представьте, дети рисуют всегда коричневый ствол и зеленую крону; так вот, это может выглядеть по-другому. Крона и стволы могут быть оранжевыми, бардовыми, фиолетовыми. Ассортимент сейчас широкий, и хочется его вводить и видеть на улицах.

Как выглядит идеальное дерево для человека в городской среде и какой высоты оно должно быть?

— Дерево должно быть счастливое. Оно счастливое, когда кому-то нужно и когда за ним ухаживают. Хороший пример у дома Севастьянова. Там яблони выглядят аккуратно, потому что их стригут, они чувствуют постоянный уход, потому они особо хороши в период цветения. Ненужное никому дерево часто болеет, растет кривым и все равно служит нам, давая необходимый кислород и собирая пыль. Тополя, например, создающие аварийность. Счастливое дерево тогда, когда оно посажено в комфортных для него условиях: не прижато близко к фасаду, сверху не ограничивают провода, корневой системе есть куда развиваться. А по высоте: считается комфортной высота дерева в три роста человека.

8fcd2e6999bd4accaf344812f75512a5.jpeg

А зачем тогда тополя высаживали, то есть правда ли для очищения воздуха?

— Тополя в свое время были выбраны как раз для очистки воздуха, об объемно-пространственной архитектуре речи не шло. Тогда нужно было быстро создать зеленую среду, которая хорошо поглощает вредные вещества и задерживает пыль.

Тенденция смены тополей в Екатеринбурге идет, и она вполне хорошая. Но если мы их сейчас все резко уберем, то город станет лысый. Потому что другое-то не наросло. Нужно все постепенно менять. Да, это может растянуться на долгие годы. Посмотрим на улицу Пушкина: когда-то там были тополя, но этого уже почти никто и не помнит, их заменили на липы. Проспект Ленина в липах, яблони появляются. Мы, ландшафтные дизайнеры, рекомендуем ивы. Деревья очень долго растут – 20–25 лет. Они собирают все соки из земли, противостоят всем ветрам, берут от солнца пользу.

Очень много выходит книг о том, что думают деревья, как они корнями общаются между собой, то есть это не мы изобрели интернет, он у деревьев был очень давно. Раньше мы это смотрели в фантастичных книгах, а теперь мы это читаем в книгах, в которых это все научно доказано.

В Екатеринбурге идет реконструкция действующих парков, как ее нужно вести?

— Новые мировые тенденции таковы: раньше считалось, что сначала строится архитектура, приходят люди и наполняют ее. Сейчас приходят люди и по их запросу что-то возникает. В России пока выстраивается архитектура, которую мы видим за окном, а потом почему-то люди туда не приходят. Девелоперы придумают, как наполнить эту среду, но зачем придумывать, если приходит человек и говорит чего хочет?

c981378e42847089f4b0ce85763b1791.jpeg

Я считаю, должны быть широкие социальные опросы, надо прорабатывать вопросы – зачем нужен парк, что там жители хотят видеть. Нужно работать под запросы людей.

Если люди не приходят на объект, значит он им не нужен. Надо понимать, что там нужно делать. Зону для прогулок, площадку для детей. К слову, сейчас идет запрос на детские площадки с сложной структурой, где дети могут долго находиться, играть, развиваться. К детям подходят как к творческим людям и создают для них теперь совершенно новые площадки. Грустно, когда к детской площадке подходят формально, детская площадка должна помогать развивать воображение ребенка. Есть запросы на комьюнити-центры. Застройщики их начинают делать, но в парках их очень мало.

Логично ли разделение парка на тематические зоны?

— Безусловно логично. Любой проект начинается с зонирования. Территория зонируется исходя из того, чем будут заниматься там люди. Когда мы разделяем площадки на зону релакса, на зону активностей – это логично. Когда мы спортсменов, занимающихся на тренажерах, разделяем с велосипедистами – это все логично. Приходя в парк, человек не должен догадываться, что где расположено, он должен видеть это все на удобной схеме, по указателям. Человек должен выбирать, где ему провести время, исходя из своих желаний. Например, мамы пришли на площадку, они хотят общаться и следить за своими детьми, сидя на лавочках. Так вот скамейки нужно расположить так, чтобы было удобно наблюдать и общаться. Многие вопросы решаются очень просто.

У нас был опыт проектирования парка в Нязепетровске. Там жаловались, что вон, мол, молодежь постоянно переставляет эту скамью. Мы ставим их с утра вдоль аллеи, а молодежь потом опять по-своему их сдвигает. Мы сказали: так оставьте, как молодежь хочет. Вы для кого парк сделали? Чтобы скамейки по линейке стояли? Оставьте, как им нравится, ведь вы хотите, чтобы ваш парк пользовался спросом. Важно учитывать нужды людей и отвечать на их запросы, находя общую точку соприкосновения.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.