Президент Владимир Путин определил пять национальных целей развития страны до 2030 года. В своем указе он дал распоряжение кабинету министров при формировании бюджета в приоритетном порядке выделять средства на реализацию наццелей. Среди них – понижение уровня бедности в России вдвое по сравнению с 2017 годом, увеличение средней продолжительности жизни до 78 лет, ежегодное улучшение жилищных условий не менее чем для 5 млн российских семей. О национальных целях, их корреляции с нацпроектами и достижимости результатов в интервью «ФедералПресс» рассказал политолог, профессор ВШЭ Александр Шпунт.
Александр Владимирович, насколько будут коррелироваться обозначенные цели с национальными проектами?
— Конечно, национальные цели соотносятся с национальными проектами. Нацпроекты – это действующие программы. Они отличаются проектным (отсюда и их название) бюджетированием, которое в России применяется не так давно.
В чем разница между федеральными целевыми программами и нацпроектами? Первые – это способ финансирования того или иного рода деятельности. Нацпроекты – это именно проекты, которые имеют начало, конечную точку и контрольный результат. Они ограничены по времени. А национальные цели, которых необходимо достичь, согласно указу президента, – это цели, которых необходимо достичь всей государственной деятельностью, включая текущую экономическую: регулярное финансирование целевых программ, реализация нацпроектов и так далее.
На ваш взгляд, будет ли закреплено достижение национальных целей за конкретными вице-премьерами или министрами?
— Нечто подобное мы уже проходили. Как мы помним, в правительстве Дмитрия Медведева такое закрепление ответственных министров имело место. Это не показало свою эффективность в силу того, что каждая из национальных целей не является отраслевой, каждая цель затрагивает огромное число отраслей и каждая отрасль находится в сфере ведения разных вице-премьеров. Поэтому закрепление за каждой целью одного министра или даже вице-премьера не улучшает управление, а ухудшает, поскольку многое в достижении этой цели завязано на других вице-премьеров, на другие министерства. Я думаю, что этот опыт повторять не будут.
Можно ли сказать, что в связи с национальными целями появились новые приоритеты и будет меняться финансирование нацпроектов в связи с этим?
— Я не вижу, что это новые приоритеты. Ни я и никто из моих коллег – наблюдателей не увидел принципиально новых целей. Все они так или иначе озвучивались, просто не были собраны в одном месте и не были озвучены президентом как национальные цели. Но сказать, что мы вчера все силы бросали на медицину, а теперь будем все силы бросать на экологию, – такого нет. Если проанализировать цели, то станет понятно, что ничего нового в них нет.
В таком случае почему именно сейчас, спустя несколько лет после начала действия нацпроектов, озвучены эти наццели? Мы подошли к какому-то новому этапу?
— Да, это так и есть. Сейчас идет период стратегирования. Это вполне нормально, потому что прошел период самоизоляции. Мы преодолели серьезную встряску экономики, связанную сначала с переходом на мобилизационные рельсы, а потом – с возвращением к обычной жизни. Пришла пора доктринальных документов. Первый из них – изменение Конституции РФ. Второй – требование президента России привести национальные проекты в соответствие с актуальным состоянием экономики. Третий документ – как раз указ о национальных целях. Это работа стратегическая, но при этом штатная, не аварийная.
Достаточно амбициозные задачи поставлены в очередной раз. Насколько они выполнимы?
— Знаете, я был бы очень наивным человеком, если бы сказал, что эти цели будут точно достигнуты или точно провалены. Этого не знает никто, включая самого президента. Но ставить цели с меньшим горизонтом, с меньшим уровнем задач бессмысленно, поскольку тогда они не превращаются в национальные цели.
Да, будут какие-то корректировки. Какие-то цели будут выполнены на 100 %, какие-то на 80 %. А где-то мы можем превзойти намеченный результат. Например, никто не ожидал, что Россия достигнет нынешнего уровня цифровизации в столь короткий срок. Большая часть специалистов была уверена, что к такому внедрению цифровых технологий в нашу жизнь, как сейчас, мы придем через пять лет. А коронавирус привел к тому, что эти процессы пошли гораздо быстрее.
Поэтому, повторяю, никто не может сказать, какие цели и в каком объеме будут достигнуты. Важно как раз то, что это – задачи национального масштаба. Поскольку задачи увеличить промышленный рост на полпроцента, а размер пенсий – на полтора не являются национальными целями.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский
Национальные проекты