Пока россияне, уставшие дышать через маски, радуются снятию ограничений, Европа готовится ко второму пришествию ковидной волны. Вирусологи говорят, что она неизбежна, и всего пережитого явно недостаточно для выработки коллективного иммунитета. Будет ли в России новый массовый карантин и самоизоляция? Стоит ли бизнесу брать кредиты, чтобы выжить в этом случае, и какие уроки извлекла система в целом из случившегося в пандемию кризиса? Об этом «Федерал-Пресс» рассказал заместитель директора института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Максим Васильев.
Максим Сергеевич, некоторые европейские государства объявили о наложении новых ограничений и жестких мер в связи со второй волной эпидемии. Стоит ли российскому бизнесу готовиться к такому сценарию?
- В Европе, действительно, готовят ряд мер на случай второй волны. Моя сестра работает сейчас в Испании, входит в штаб по борьбе с короновирусом. Там готовятся вводить постепенные и планомерные ограничения от провинции к провинции. Сейчас начинают закрывать курортные зоны. Аналогичные меры предусмотрены и в других государствах.
В нашей стране статистика координируется федеральным центром, и вряд, на мой взгляд, ли объективна. Плюс экономика страны не готова к новому этапу. Если мы снова введем ограничения, связанные с закрытием предприятий, экономика может не выдержать. Именно поэтому второй этап может просто не наступить. Мне кажется, сейчас, уже имея опыт первой волны, региональные департаменты и комитеты здравоохранения вполне мобилизовались. Лечить людей, бороться с вирусом стало легче.
Тем не менее, ситуация все еще непредсказуема, и если рассматривать негативный сценарий, стоит ли бизнесу брать кредиты, чтобы выжить и стабилизироваться?
- Кредиты стоит брать всегда. Потому что вливание денег в бизнес, в развитие – это всегда позитив. Но каждый руководитель должен серьезно оценить свои возможности и провести анализ. К сожалению, у нас хромает культура кредитования. Берут кредиты просто потому, что они доступны, и тратят не туда.
Многие виды бизнеса с наступлением режима самоизоляции смогли не только выжить, но и трансформироваться. Они ушли в сеть, организовали доставку. Многие стали работать даже более комфортно в тех условиях, куда их погрузили искусственно.
Но в целом, деньги брать необходимо. Весь мировой бизнес строился на дешевых кредитах. Ни один бизнес в Европе и в мире в целом не работает на своих деньгах. Либо это кредиты, либо ценные бумаги, либо соинвестирование проектов. Кредиты стоит брать, но обязательно оценивать процентную составляющую. Деньги сразу не работают, а деньги стоят деньги. И банкам нужно сейчас сделать максимально лояльные проекты, чтобы поддержать бизнес. Не будет работать бизнес – завтра у банков никто не будет брать деньги. Экономика чувствительна, и в ней все взаимосвязано.
Банки сегодня напуганы, судя по всему, больше, чем бизнес. Количество предложений резко сократилось.
- Банкам сегодня грех жаловаться, потому что они попали в ту категорию бизнеса, который получил господдержку. У банков не выхода, кроме как инвестировать бизнес. А со стороны Центробанка необходимо пересмотреть требования к коммерческим финансовым организациям. Они очень сильно зарегулированы. Огромное количество денег лежит на счетах, чтобы показать Центробанку обеспеченность и возможность работать. Триллионы замороженных денег лежат мертвым грузом. Если Центробанк снизит свои требования, эти деньги потекут в бизнес.
Любой кризис не бесконечен. Можно ли сегодня спрогнозировать, какой сегмент выживет легче и восстановится быстрее? Кому в первую очередь стоит брать займы, потому что они гарантированно выживают?
- Все онлайн-сервисы и интернет-торговля показывают максимальный рост. Все виды бизнеса, которые смогли переформатироваться и нарастить цифровой сегмент, сегодня показывают максимальный рост. Если мы говорим о промышленности и строительстве, эти сегменты живут кредитованием. Для них это кислород. Им стоит увеличивать денежную массу в том случае, если они хотят переформатировать свой бизнес, дополнив его цифровой составляющей. Все, что потребляет и покупает население, никуда не денется. Соответственно, это всегда нужно будет производить. Просядет лакшери-сегмент, большой ресторанный бизнес. Для крупных торговых центров вторая волна ограничений может оказаться фатальной. Но тут, я думаю, может вмешаться государство и помочь справиться.
Кстати, о господдержке. Те меры, которые были предложены, оказались эффективными?
- Недостаточными, но существенными. Многие получили средства на выплату заработных плат сотрудникам. Те предприниматели, которые не рассчитывали на помощь и сотрудников уволили, сейчас об этом жалеют. Так что, если будет вторая волна ограничительных мер, столько увольнений уже не будет. Люди понимают, что помощь придет. Проблема в том, что эти государственные адресные финансовые инъекции могут привести к росту валютной составляющей. Удерживать курс доллара станет чрезвычайно тяжело. Центробанк много средств направляет на поддержание стоимости рубля. Сегодня все относительно стабильно не потому, что экономика выросла и окрепла. Это искусственные усилия. И сколько эту ситуацию удастся удерживать – не понятно.
В связи с этим вопрос – кредит брать в долларах или рублях?
- Конечно, в рублях. Я считаю, что про доллары надо забыть и укреплять свою валюту. Рубль обесценивается на фоне доллара. Но работая на внутренних рынках, все эти процессы происходят намного медленнее. Опять же, режим ограничений наиболее болезненно сказывается на малом и среднем бизнесе. Они в большинстве своем работают на внутренних рынках. Им нужны рубли. Если будут брать в валюте, им придется менять. На обмене будут потери. Рассматривать валютное кредитование имеет смысл только тем предприятиям, которые работают на внешних рынках, у кого внешние расходы превышают внутренние в несколько раз. Тогда, конечно, валюта. А для нашего рынка нужны рубли.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Пандемия коронавируса