В нынешнем году сборы в школу становятся для родителей нешуточным испытанием. Многие не скрывают, что на фоне «коронакризиса» не располагают финансовыми возможностями для того, чтобы приобрести своему ребенку все необходимое. В сети уже активно собираются подписи под петицией, в которой люди призывают государство осуществить третью за лето «детскую» выплату в размере 10 тысяч рублей. Некоторые вынуждены оформлять кредиты на то, чтобы купить портфель, форму и канцелярские принадлежности. О том, почему подготовка к школе стала настоящим шоком для миллионов россиян, и что делать в этой ситуации – «ФедералПресс» рассказала глава Национального родительского комитета Ирина Волынец.
Ирина Владимировна, нынешний год – действительно особый, с точки зрения сборов в школу? Родителям тяжелее обычного подготовить ребенка к учебе?
– Конечно! Взять хотя бы тот факт, что в этом году канцелярские товары подорожали на 55 процентов! Торговля пытается компенсировать убытки, понесенные в ходе пандемии коронавирусной инфекции. Бизнес тоже понять можно. Но при этом многие родители, конечно, сегодня пребывают в плачевном экономическом положении. Особенно сложная ситуация складывается в тех семьях, где воспитывается несколько детей. На это накладывается беспокойство, связанное с возможностью дальнейшего дистанционного образования: получается, что родители находятся в «подвешенном» состоянии. С одной стороны, детей надо во что бы то ни стало собрать в школу, с другой – какой в этом смысл, если большую часть времени они будут проводить дома?! Та же школьная форма, которая стоит дорого, может просто не пригодиться. В связи с этим мы, Национальный родительский комитет, выступаем с инициативой о смягчении стандартов школьной формы: чтобы ребят допускали на занятия и без специальной формы – не у всех родителей сейчас есть на нее деньги.
В сети появилась петиция с просьбой о третьей выплате семьям с детьми. Это своевременная мера?
– Конечно! Это было бы прекрасно! Мы очень надеемся, что такая выплата в размере 10 тысяч рублей случится уже в августе. Для тех, кто сейчас находится на грани выживания, это существенное подспорье. Те же, кто говорит, что это не деньги, скорее всего, в дополнительной помощи просто не нуждается. При этом я полагаю, что поддержка все же должна быть адресной, это более эффективно.
Это правда, что все больше людей берут кредиты для того, чтобы собрать ребенка в школу?
– Да, это правда, хотя такие кредиты брали и в прошлые годы. Просто сейчас этот тренд стал куда более выраженным. Люди оформляют кредиты, потому что хотят, чтобы их ребенок был не хуже других. Но здесь нужно предостеречь родителей, которые в преддверии сентября разбиваются в лепешку: совсем необязательно порвать пупок, умереть, чтобы собрать ребенка в школу. Знаете, стоит немного подождать – уже в середине сентября начнутся существенные скидки на школьную форму. Школьная форма продается круглый год! Ничего страшного, если форму вы купите не к 1 сентября, а к 15-му. Не делайте из этого проблему. Вы не будете плохой мамой, наоборот, вы будете классной мамой – потому что не влезли в новые долги, кредиты. К сборам в школу следует подходить с точки зрения финансовой грамотности: например, в складчину, это выгоднее, или чуть позднее по времени.
Извечный вопрос: школьная форма – это добро или зло?
– Здесь истина посередине: конечно, нет ничего хорошего в том, когда дети мерятся брендами, смотрят на подкладку. Для не очень обеспеченных детей, особенно в престижных школах, это становится настоящей пыткой и адом. Поэтому я приветствую определенный дресс-код – например, темный низ, светлый верх, это упрощает жизнь и родителей, и детей. Мне представляется ненормальной ситуация, когда школы обязывают покупать форму определенного производителя, по определенным лекалам. Это обычно получается значительно дороже. Сейчас, в период экономического кризиса, надо относиться к внешнему виду детей более лояльно.
Вы затронули тему возможного возвращения дистанционного обучения...
– Все будет зависеть от санитарно-эпидемиологической обстановки в стране и конкретном регионе. Если число заболевших будет расти, то дистанционка действительно рискует вернуться. Сейчас вокруг этой темы очень много слухов, тема подогревается. У Минпросвещения нет плана переводить школы на тотальный дистант, прикрываясь пандемией. Но куда большие опасения вызывают всевозможные новые электронные системы обучения.
Вы имеете в виду проект цифровой образовательной среды?
– Да-да! Эта система будет апробирована в 14 регионах нашей страны. К этому эксперименту очень много вопросов. Там немало пугающего: например, сбор биометрии, персональных данных, а на их использование требуется согласие родителей. Что будет с детьми, чьи родители не дадут согласие на использование этих данных? Это же вопрос безопасности – есть риск, что огромный массив информации может попасть в самые разные руки, в том числе утечь за рубеж. Получается, что гарантий безопасности никто не может дать. Между тем, этот эксперимент запускается уже с 1 сентября, оборудование уже установлено, деньги выделены и освоены. Но тут есть риск – против идеи вполне могут взбунтоваться родители.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Елена Майорова, соцсети