В Белоруссии продолжаются протесты, хотя лидер страны Александр Лукашенко предпринял попытки взять ситуацию под контроль. О том, есть ли в митингах иностранное вмешательство, и что надо делать братскому народу, чтобы прекратить распри, «ФедералПресс» рассказал директор Института стратегического планирования и прогнозирования, главный научный сотрудник Института социологии Российской академии наук Александр Гусев.
Александр Анатольевич, мы видим определенный интерес к событиям в Белоруссии со стороны западных партнеров, видимо, как реагируют представители Европейского Союза. А есть ли там момент провокаций и вмешательства извне?
– Конечно, прямое вмешательство мы видим на протяжении длительного времени. Запад не оставляет попыток дестабилизировать ситуацию в Белоруссии, оторвать ее от России. Хоть и Меркель, и Макрон отрицают вмешательство, но мы видим большое опосредованное влияние. Оппозиция вскормлена на деньги Евросоюза. Более того, на днях на экстренном Саммите Европейского Союза лидеры его членов решили выделить так называемому народу Беларуси 53 млн евро «на поддержку демократии». Но мы же понимаем, куда пойдут эти деньги. Их слова о невмешательстве выглядят смешно и грустно.
Мы видим, что есть серьезные ошибки в руководстве страны и Александра Лукашенко. Однако Беларусь – это суверенное государство, которое должно само определить свою судьбу. Для нас Беларусь является не только стратегическим партнером (торговым, экономическим, социальным). Это наши братья и сестры. Кроме того, Белоруссия является членом договора о коллективной безопасности. На ее территории размещено несколько очень важных военных объектов с точки зрения обеспечения национальной безопасности Белоруссии и России – это «Антей» и «Волга». Они позволяют контролировать почти всю северную часть евразийского полушария и Атлантику, перемещение войск североатлантического блока в этом важном регионе мира. Потеря Белоруссии означает военный кризис в России. Этого допустить категорически нельзя.
Белоруссия – составная часть СНГ, Союзного государства. Поэтому сейчас надо отложить в сторону все знаки препинания и действовать довольно конструктивно. Время очень ограничено, и многое будет зависеть от того, как будет действовать руководство нашей страны. Не надо вмешиваться, но у нас общее пространство. Мы – Союзное государство. В этих рамках и необходимо действовать.
Напоминает ли это уже известные нам события в других соседних странах? Имею в виду «оранжевые революции».
– Сейчас такой же период, как известные нам события 2014 года в Украине, когда в Россию вернулся Крым. Только ситуация осложняется тем, что в Белоруссии проходит санкционированные и несанкционированные митинги. Конечно, белорусский народ сильно нервничает по поводу того, как будут развиваться события. По мирному или жесткому сценарию. Революционный путь допустить нельзя ни Лукашенко, ни России. Почему говорю: ни России? У нас одно жизненное пространство. Сейчас в судьбе России и Белоруссии важный момент. Ближайшие две недели покажут, как это будет развиваться.
«Оранжевая технология» применяется в Белоруссии?
– Здесь технология более сложная и изуверская. То, что было в Грузии («революция роз») и Украине, да, это был жесткий сценарий. Мы помним 20 февраля, когда три министра иностранных дел, включая немца Франка-Вальтера Штайнмайера, которые заверили Януковича, что все будет хорошо. И мы видим даже не двойные, а тройные стандарты. Все было сделано специально. Можно называть революцию революцией роз, апельсинов и мандаринов, но дело не в этом. В Белоруссии разворачивается операция Европейского Союза и США. Или даже Европы в целом, потому что там 54 страны, а в Евросоюзе только 27. И разные оголтелые политики рассматривают вопрос введения санкций в отношении президента Белоруссии, других высших чиновников. Деньгами снабжают, санкции вводят. Приведена в полную боевую готовность так называемая группа быстрого реагирования. Разве это не давление? Пусть не прямое, а опосредованное. Посмотрите, что творится в Европе, в меньшей степени в США. Что ни издание, то оголтелая пропаганда – что надо не признавать выборы, что нет демократии. Там же полная критика всего, что происходит в Белоруссии. Россия же ведет себя сдержанно по отношению к нашим родным людям.
Была ли в этом некая вина действующей власти в Белоруссии?
– Я не оправдываю Лукашенко. Он совершил много ошибок. И совершает их. Но и Лукашенко нужен диалог с людьми. Никто не говорит о том, что он должен уйти в отставку прямо сейчас, но он должен подготовить преемника, как это сделал Назарбаев в Казахстане. Он ушел, привел хорошего специалиста, опытного политика и дипломата. Лукашенко теперь надо выходить из этого цугцванга. Ситуация непростая, драматичная, но не столь тяжелая, чтобы снимать штаны и бежать без оглядки. Оппозиция там «тухлая».
Конечно, есть общая усталость от неопределенности и затянутых отношений с Россией. Это видно по демонстрациям и той тревоге, которую вызывают у людей политические события. Как будут развиваться события в России, во многом зависит от Белоруссии.
Выиграет ли Лукашенко от изменения Конституции?
– За власть ему держаться не нужно, он должен делать выводы. Конституция – это затягивание процесса. Она, по сути, мало что даст людям. Да, будет более демократичной, но ее надо обсуждать на референдуме, созвать ученых, которые внесли бы изменения в соответствии с международным правом. Но я понимаю Лукашенко, он хочет тянуть время. Это необходимый путь, но на втором этапе. Сейчас надо действовать другими методами. Надо действовать кардинально по-другому.
Что надо делать?
– Создавать полноценное Союзное государство. Оно может существовать только вместе с Россией. Это последний форпост Запада. Если Белоруссия сейчас ляжет под Запад, негативные последствия будут для России. Если в течение ближайших двух недель не нормализуется ситуация в Белоруссии, нас ждут тяжелые времена.
Жестко подавлять протесты категорически нельзя. Нужен диалог с людьми. Надо выходить к народу, говорить с людьми. Не на словах, а на деле должна быть полнейшая интеграция с Россией в рамках уже заключенных договоров и политических процессов, Союзного государства. Это основные части того, что надо сделать.
Фото: Вадим Замировский / TUT.by