Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

«Важно не просто купить, а сделать обоснованный выбор». Эксперт – об обучении финансовой грамоте детей

Денис Лозинг
Все финансовые установки формируются только в семье, уверен эксперт

Во всероссийском детском центре «Орленок» (Туапсе) закончилась тематическая смена «Азбука финансовой грамотности». Сто школьников из городов Краснодарского края в формате edutainment (образование через развлечение) осваивали искусство распоряжаться личными финансами, эффективно планировать семейный бюджет и взаимодействовать с банками. В рамках тематической смены, организованной при поддержке Минфина России, прошли коммуникативные бои и Чемпионат по финансовой грамотности. Как современные дети относятся к теме личных финансов, как вовлечь их в процесс обучения, сформировать установки, дать умения, которые будут полезными и востребованными во взрослой жизни, – об этом в интервью «ФедералПресс» рассказал руководитель авторского коллектива учебно-методического комплекта для системы дополнительного образования и детских загородных лагерей «Азбука финансовой грамотности», директор Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности Денис Лозинг.

Денис Вячеславович, интересуются ли дети вопросами личных финансов? Как меняется этот интерес с годами, из поколения в поколение?

― Между поколениями разница в 20 лет. 20 лет назад тема финансовой грамотности никого не интересовала. Заинтересованность появляется тогда, когда дети начинают понимать, насколько это актуально для них, как они могут использовать финансы. До тех пор, пока не будет понимания, не будет и заинтересованности. И неважно, из какого ты поколения. Это вообще не тема поколений.

На мой взгляд, это тема включения детей в учебную деятельность, например, через игровые форматы. Если говорить про программу тематической смены, то мы делаем так, чтобы ребенок понял, как работает тот или иной финансовый инструмент, зачем ему нужен личный бюджет. Поймет он только тогда, когда с этим реально столкнется. Не перескажет лекцию или урок после того, как зазубрил, а реально прочувствует и попробует. Если ребенок не включен в реальное для него дело, то ему все безразлично. И любая тематическая смена, любое образовательное мероприятие показывает, что если ребенка не удалось включить в образовательный процесс, если он не ставит себе учебные задачи и не решает их во время обучения, то для него все прошло мимо. Даже если он у доски успешно расскажет, что все это очень важно.

Чувствуют ли дети изменения экономической ситуации в стране? Насколько на них отражаются экономические потрясения?

― Дети чувствуют какие-либо изменения или потрясения только в том случае, если эти потрясения чувствует семья. Если семья попала в трудную ситуацию, то и дети это почувствуют. Если есть какая-то положительная динамика в семье, то и дети это чувствуют.

Анализируют ли они эту ситуацию, понимают ли они причины, готовы ли они в этих условиях что-то делать? Это другой вопрос. Как правило, ничего они делать не могут. Потому что они, скорее всего, не понимают, что происходит. И наши мероприятия показывают, что дети не просто не понимают, они транслируют понимание своих родителей. Но очень часто понимание ситуации родителями находится на бытовом уровне – во всех потрясениях они винят кого-то стороннего, условных соседей, например. Реальных причин они не понимают, а значит и не могут эффективно действовать. Вот в этом главный момент.

Как современные дети оценивают свое финансовое будущее? Строят ли карьерные планы, думают ли об организации собственного дела? В чем они в этом плане отличаются от детей прошлых поколений?

― Чтобы что-то оценить, нужно иметь критерии. Чтобы иметь критерии, нужно уметь ставить цели. С целями и критериями у детей все очень плохо. В лучшем случае у них есть желание. Во время всех наших мероприятий мы проводим опрос, где спрашиваем, кто хочет дорогую квартиру, кто хочет стать бизнесменом, директором и т. п. Находятся такие. Но когда спрашиваем, а что они для этого собираются делать, когда это делать, смогут ли достичь того, чего хотят, то вот здесь начинаются серьезные проблемы. Чтобы строить планы, нужно многое уметь. И современные дети, и дети 10–20 лет назад в основной массе своей не умеют строить планы и их достигать.

Вы посмотрите вокруг, и станет понятно, что с планированием и достижением планов в разных сферах деятельности у нас большие проблемы. И это те, кто детьми был 20 или даже 30 лет назад. Это к вопросу об отличиях современных детей от детей прошлых поколений. Программа наших тематических смен полностью построена на том, чтобы научить детей планировать свое будущее: ставить финансовые цели, искать инструменты и правильно пользоваться ими, учиться зарабатывать деньги, правильно их расходовать, искать новые источники дохода – вот этому надо учить. И если у ребенка есть цели, есть устремления, то, безусловно, научить его проще.

Один из наших постулатов: мы в этом убеждены, что нельзя научить, можно только научиться. Все отличие современных детей от детей других поколений в том, что они находятся в определенной исторической ситуации, где есть определенный уровень технического прогресса, в частности, гаджеты и интернет, которые решают любые вопросы быстро, а значит, думают дети, все желания можно тоже получить быстро, без особых усилий. А дети 20 лет назад понимали: чтобы добиться каких-то успехов, в том числе финансовых, должно пройти время, и это время может быть 10–20 лет, и для этого надо долго и кропотливо работать. Современные дети этого не понимают. Чтобы что-то купить, им достаточно кликнуть мышкой и заказать доставку – им даже идти никуда не надо. Вот отличия. А с точки зрения способностей или знаний отличий особых нет.

Какие каналы информации, по вашим оценкам, в наибольшей степени влияют на современных детей? Какой информации, в том числе информации, которая формирует финансовые установки, они доверяют?

― Каналы информации изменяются с возрастом. Ученики начальной школы или дошколята, безусловно, доверяют своим родителям. Дли них это главный источник информации. В начальной школе дети еще доверяют учителям. А в подростковом периоде, и это нормальная ситуация, дети не доверяют никому, кроме своих сверстников. В интернете в том числе. Старшеклассники – видимо, потому, что готовятся к поступлению в вуз, выйти, так сказать, во взрослую жизнь, начинают уже понимать, что есть другие – разные – источники информации, а не только сверстники.

Все финансовые установки формируются только в семье. Но основные финансовые установки ребенок получает, когда становится более самостоятельным, когда начинает жить самостоятельно, когда начинает снимать квартиру, работать. Некоторые дети начинают это делать в подростковом возрасте – многие подрабатывают летом, и у них появляется опыт заработка и трат, что формирует финансовые установки. И вот тут важны программы финансовой грамотности. Наши программы как раз очень сильно влияют на финансовые установки. Они и рассчитаны на это. В детских центрах и загородных лагерях на глубокое изучение финансов и финансовых инструментов времени нет, а вот возможность сформировать финансовые установки – есть.

Мы делаем акцент на модели обоснованного выбора, чтобы ребенок научился ставить цели, искать альтернативы, искать информацию, научился эти знания применять. Не просто захотел, пошел, купил, а сделал именно обоснованный выбор. Для этого мы детей погружаем в игровые финансовые ситуации. Если ребенок в игровой ситуации соотносит себя с тем, что он делает в жизни, то тогда он легче это воспринимает, и в этот момент формируются правильные финансовые установки. В этом смысле программы должны учитывать все каналы информации: и интернет, и телевидение, и книгу, и общение со сверстниками, и общение со взрослыми. Наши программы это все учитывают. Мы строим программу таким образом, чтобы задействовать все каналы информации. Коммуникативные и финансовые бои чемпионата по финансовой грамотности как раз и связаны с тем, что подростки общаются между собой, соревнуются между собой, ищут информацию в интернете, в общении со взрослыми, в книгах, потому что им надо решать задачи, искать аргументы для коммуникативных боев. И вопрос не в том, какие каналы информации есть, а как выбрать нужный и им воспользоваться.

Знания и навыки, которые получают дети в «Орленке» на финансовой смене, больше пригодятся им в личной жизни или вы рассчитываете, что они смогут применить их в большей степени в своем профессиональном развитии? Какие задачи вы сами перед собой ставите?

― Мы не используем формулировку «знания и навыки», а используем формулировку «знания и умения». Поскольку мы из другой педагогической традиции. Мы из деятельного подхода. А «знания и навыки» – из традиционного подхода. В традиционном подходе навыки – это умения, доведенные до автоматизма. Чистить зубы – это навык, а применять правильно финансовые инструменты для решения конкретной задачи – не навык, потому что он не может быть автоматическим.

У нас есть еще один постулат: знать – значит уметь делать. Беда в том, что очень часто путают знания и информацию: услышал информацию, запомнил, пересказал – значит знаю. Но ведь это совсем не так. Масса экономических «специалистов» с учеными званиями и степенями, которые могут учебник пересказать, а сделать ничего не умеют и повлиять на микро- или макроэкономическую ситуацию не могут. А наша задача – научить детей делать. Они должны узнать, как правильно формировать, например, план по доходам и расходам – сбалансированный семейный бюджет. Повторюсь, не просто знать, а научиться его составлять – научиться это делать.

И пусть будут ошибки. Они их проанализируют и поймут, что делают правильно, а что неправильно. Именно поэтому у нас и происходит симуляция жизни города: мы имитируем экономику, жизнь домохозяйств, а дети в игре взаимодействуют с определенными финансовыми институтами, например, с банком, со страховой компанией, с государственной корпорацией; дети физически покупают на игровые, но физические деньги, они зарабатывают игровые физические деньги. Дети не рассказывают, как это может быть, а делают это. Чтобы знать и уметь, нужно прожить, прочувствовать, понять и научиться применять. Нужно сделать это осознанно.

В детских загородных лагерях, в том числе и в «Орленке», серьезных образовательных задач не решить – дети приехали отдыхать и оздоравливаться, поэтому мы перед собой ставим понятные и простые, но очень важные задачи: сформировать финансовые установки о том, что должны быть сбережения, что необходимо формировать финансовую подушку безопасности, что вклад – это инструмент формирования финансовой подушки безопасности, что доходы должны превышать расходы, что необходимо делать бюджет сбалансированным, что не надо брать кредиты, если не можешь кредиты обслуживать, что кредиты – это инструменты для достижения финансовых целей, что цели ставятся, не исходя из желания «хочу».

Все хотят, например, автомобиль «порше». А вы можете себе это позволить? Более серьезный вопрос: а зачем вам это надо? Что вы с этим будете делать? Позволит ли этот автомобиль решить какую-то другую задачу, кроме стремления покрасоваться? Вот эти задачи можно успеть решить за смену в загородном лагере. И «Орленок», проводя такие смены, всем другим лагерям страны уже не первый раз показывает, что нормально и правильно организовывать программы по финансовой грамотности во время летнего отдыха детей. И этот успешный опыт «Орленка» должен быть распространен в другие детские лагеря в других регионах. Что мы и делаем достаточно успешно в 15 регионах Российской Федерации.

В каких красках дети видят свое финансовое будущее? О чем мечтают?

― Любой человек хочет жить максимально хорошо. В любом возрасте. Все дети хотят самостоятельности. Все дети думают, что у них будут квартира, машина и много денег. Это обычные детские мечты. Кто-то более рациональный и думает не о материальных объектах, а о карьере, о своем деле. Но их меньшинство. И это нормально. Тем более что мы с ними не про предпринимательство разговариваем. У нас очень приземленная тема. Мы закладываем фундамент под успешное финансовое будущее участников наших программ.

Мы живем в эпоху регулярных экономических потрясений. Экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, в очередной раз доказал чрезвычайную востребованность финансовых знаний для рядовых граждан. В этой связи насколько необходим предмет «финансовая грамотность» в школьной программе? Как вы считает, он должен стать обязательным предметом?

― Учебный план очень консервативен. Есть определенное количество часов, есть стандарты, есть образовательные программы. И если появляется дополнительный час, хотя бы в неделю, по финансовой грамотности, значит, он должен быть вместо чего-то. Вместо чего? Вспомните, как вводили третий час физкультуры. Его ввели только за счет увеличения на один час максимально допустимой недельной образовательной нагрузки, установленной требованиями СанПиН. Финансовая грамотность может быть и в рамках обществознания, и во внеурочной деятельности. Важнее говорить о подготовке педагогов. Должны быть специальные программы – как для детей, так и для педагогов дополнительного образования, для вожатых финансовой грамотности в загородных лагерях.

Все это хорошо встраивается во Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности. Это будет намного эффективнее, чем просто уроки по финансовой грамотности. Предмет «финансовая грамотность» – не панацея. Есть другие инструменты. Например, ВДЦ «Орленок» за год принимает 20 тысяч детей со всей страны. За два-три года можно подготовить образовательные модули по финансовой грамотности, которые бы силами методистов и вожатых проводились для этих 20 тысяч. То же самое могло бы быть и в других всероссийских и региональных центрах. Если бы чемпионат по финансовой грамотности проходил во всех субъектах Российской Федерации, то это тоже бы имело существенный эффект. Чтобы добиться результатов, должен быть понятный проект с инфраструктурой. Например, на базе региональных центров финансовой грамотности, методических региональных центров финансовой грамотности, на базе дополнительного образования. Тогда бы проект был интересный и эффективный. Не нужно сбрасывать со счетов и онлайн-опыт. Мы его за время пандемии серьезно наработали. Онлайн-программы тоже показывают свою эффективность. Просто это должно быть массовое движение. Финансовая грамотность должна стать понятной нормой. Надо двигаться в эту сторону.

Фото: из личного архива Д. Лозинга

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.